Водороду придали ускорение
В мире активизируются проекты по производству и транспортировке водородного топлива
За последний месяц сразу несколько стран Европы и Азии объявили о крупных планах по производству, транспортировке и использованию водородного топлива. Некоторые наблюдатели связывают это с военным конфликтом между Россией и Украиной, который вызвал обеспокоенность в странах, зависящих от импорта энергоресурсов. Впрочем, о новых проектах объявляют не только страны-импортеры, но и те, которые успешно экспортируют традиционные виды топлива: такие государства, как Саудовская Аравия и Норвегия, а также США.
Европейские трубы
В минувший четверг немецкая энергетическая компания RWE и немецкий оператор трубопроводов и другой энергетической инфраструктуры OGE представили совместный инфраструктурный проект H2ercules. В рамках этого проекта на территории Германии будет создан целый комплекс предприятий по производству энергетического водорода, его хранению и транспортировке — как по самой Германии, так и за ее пределы: в Нидерланды, Бельгию, Францию и Чехию. Инвестиции в проект составят €3,5 млрд.
Планируется, что к 2030 году будет проложено 1500 км водородопровода и запущены электролитические предприятия общей мощностью 1 ГВт.
RWE и OGE подчеркнули, что уже сейчас некоторые крупные потребители энергии, например металлургическая компания ThyssenKrupp, выразили интерес к подключению к такой сети.
Днем ранее, в среду, министр экономики и энергетики ФРГ Роберт Хабек встретился с премьер-министром Норвегии Юнасом Гар Стёре. Они обсуждали способы сокращения зависимости Германии от импорта энергоносителей из России. В числе прочего страны рассматривают возможность строительства водородопровода из Норвегии. «В ближайшие месяцы и годы будет крайне важно ускорить развитие альтернативных источников энергии для Европы как заменителей российского газа и нефти, а также развивать необходимую для них инфраструктуру,— отметили стороны в совместном заявлении.— Норвегия хочет активно содействовать максимально быстрому развитию водородного рынка в Германии и ЕС». «Нам нужен зеленый водород, при производстве которого не выбрасывается углерод, и у Норвегии есть огромные возможности для этого»,— добавил немецкий министр.
В заявлении также говорится, что в будущем через такой трубопровод будет поставляться так называемый зеленый водород, который получают методом электролиза из возобновляемых источников энергии (ВИЭ), таким образом в атмосферу не выделяются углеродные выбросы. Впрочем, на начальном этапе через него могут поставлять менее экологичный, «голубой» водород — его получают из ископаемого газа (метана) методом паровой конверсии, улавливая углерод.
По оценкам PwC, мировой рынок «зеленого» водорода может достичь объема $300 млрд к 2050 году и привести к созданию 400 тыс. новых рабочих мест по всему миру.
Речь идет не только о рабочих местах непосредственно для строительства и обслуживания водородопроводов и хранилищ, но и для строительства электростанций ВИЭ, которые нужны для получения зеленого водорода. Трубопроводы для водорода уже есть в некоторых странах мира: так, в США есть водородопроводы общей длиной около 2,5 тыс. км. В начале марта компания американская компания Green Hydrogen International представила план строительства в штате Техас крупнейшего в мире предприятия, специализирующегося на зеленом водороде. Проект под названием Hydrogen City («Водородный город») будет целым комплексом по производству, хранению и транспортировке зеленого водорода с мощностью до 60 ГВт и производством около 2,5 млн тонн зеленого водорода в год. Энергию для электролиза будут давать расположенные вокруг солнечные и ветряные электростанции. Завершение первого этапа с проектной мощностью 2 ГВт планируется к 2026 году.
Азиатские планы
О запуске новых водородных проектов в последний месяц объявляют не только западные страны. 17 марта стало известно, что Саудовская Аравия начинает строительство завода по производству водорода в провинции Табук на северо-западе страны. Инвестиции в проект составят около $5 млрд. Строительство будет осуществляться с участием американской компании Air Products & Chemicals Inc. Проектом руководит голландский топ-менеджер Питер Териум, который в 2012–2016 годах был гендиректором немецкой компании RWE. Запуск завода запланирован на 2026 год.
Для производства водорода будут использоваться электролитические установки Thyssenkrupp. Экспорт произведенного горючего из Саудовской Аравии будет осуществляться в виде аммиака, который намного легче сжижать, чем чистый водород, что упрощает и удешевляет хранение и перевозку.
23 марта китайский Комитет по национальному развитию и реформам (NDRC) представил масштабный план развития водородной энергетики до 2035 года. В числе прочего планируется к 2025 году вывести на дороги 50 тыс. транспортных средств на водородном топливе. Cегодня Китай производит 33 тыс. тонн водорода в год, при этом 80% — менее экологичными способами, с использованием угля и газа. По оценкам Альянса китайских производителей водорода (CHA), в настоящее время спрос на водород в самой стране составляет 20 млн тонн. К 2030 году он увеличится до 35 млн тонн, а к 2050 году — до 60 млн тонн.
В декабре одна из крупнейших энергетических компаний КНР Sinopec уже начала строительство завода по производству зеленого водорода при помощи солнечной энергии.
Инвестиции в проект составят $470 млн, к середине 2023 года компания намерена выйти на производство 20 тыс. тонн зеленого водорода в год. Ранее Sinopec, которая уже является ведущим производителем зеленого водорода в КНР, заявила, что к 2025 году она будет производить 500 тыс. тонн этого топлива в год.