Смольный пока не отказывается от сноса исторических зданий под ВСМ
Эксперты разошлись во мнениях о будущем проекта
Проект объединенных охранных зон объектов культурного наследия, разработанный КГИОП и допускающий снос исторических зданий в районе Московского вокзала, не изменился, рассказали в пресс-службе комитета после сообщений СМИ о возможном отказе правительства РФ от финансирования проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Эксперты расходятся во мнениях о необходимости проекта, но единодушны в том, что в нынешних условиях высока вероятность приостановки или отмены проекта.
В феврале 2022 года КГИОП вынес на общественное обсуждение проект объединенных зон объектов культурного наследия (ОКН), разработанный КГИОП и предполагающий внесение изменений в закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820–7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон». Рассматриваемые поправки в закон разрешают демонтаж девяти исторических зданий при строительстве объектов транспорта в локации Московского вокзала (квартал 1521) и восьми домов на проспекте Обуховской Обороны, где планируется перекинуть через Неву Большой Смоленский мост (см. «Ъ-СПб» от 25.02.2022).
«Ъ-СПб» также неоднократно писал, что ВСМ не окупится за счет пассажиров: такому проекту нужна многомиллиардная господдержка. В 2020 году (см. “Ъ” от 21.04.2020) из ФНБ планировалось финансирование в размере 380 млрд рублей. В конце 2021 года источники в Минфине говорили уже о выделении фондом 468 млрд рублей, хотя ранее обсуждалась возможность отказа от проекта в пользу выделенного грузового хода между двумя столицами (см. “Ъ” от 11.11.2021). В пятницу, 25 марта, СМИ со ссылкой на источники в кабмине сообщили о намерении правительства отказаться от финансирования ВСМ за счет Фонда национального благосостояния.
В ответ на запрос «Ъ-СПб» о том, не изменились ли планы города в отношении исторических зданий в месте предполагаемого терминала Высокоскоростной магистрали, в КГИОП ответили, что «в настоящее время поручений о внесении изменений в проект объединенных зон ОКН в комитет не поступало». «Проект планируется предложить к рассмотрению на Общественном совете при КГИОП, после этого проект направляется на согласование в Министерство культуры РФ»,— уточнили в пресс-службе комитета.
«В текущих реалиях, когда финансовые возможности страны объективно ограниченны и существует острая потребность в ускорении реализации ряда проектов, обеспечивающих краткосрочный и понятный финансовый эффект с точки зрения роста ВВП, проект ВСМ окончательно потерял актуальность,— считает Михаил Бурмистров, генеральный директор «Infoline-Аналитики».— Особенно если учесть, что в железнодорожной отрасли есть острейшая необходимость ускорения поворота на восток и расшивки узких мест на восточном полигоне».
По словам эксперта, и в период исторически низких процентных ставок по кредитам экономика проекта вызывала большие сомнения из-за длительного срока окупаемости и недостаточно проработанной финансовой модели по стоимости билетов. «А в условиях девальвации рубля стоимость проекта, которая с учетом выросшей себестоимости строительства и сырьевой составляющей увеличится до 2,5 трлн рублей, полностью перечеркивает необходимость проекта,— уверен господин Бурмистров.— "Сапсан" со временем в пути в районе трех-четырех часов будет покрывать потребность сообщения между Москвой и Петербургом на ближайшие пять-семь лет, даже с учетом отказа Boeing и Airbus обслуживать российские самолеты».
«Вероятность отмены проекта высокая,— констатирует Юрий Агафонов, генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса.— Но очень жаль, если в такой большой стране, где была хорошая вагоностроительная база и есть крупный бизнес, который может вложиться в проект, не найдут способы его построить».
По мнению господина Агафонова, приостановка немецким концерном Siemens — производителем «Сапсанов» — поставок поездов в Россию должна простимулировать российское вагоностроение. Фирменный поезд «Юность», приводит пример эксперт, был намного комфортабельнее «Сапсана». «Почему бы не разработать скоростную модель поезда на его базе?»— говорит господин Агафонов.