Бренды местного пошива

Почему отечественные компании оказались не готовы к импортозамещению

Российские бренды одежды сомневаются, что смогут полностью заменить иностранный масс-маркет. Представители бизнеса признались “Ъ FM”, что не рады паузе, которую взяли западные конкуренты. И хотя в последние недели национальные компании наблюдают приток клиентов, снабдить всех желающих полным спектром товаров по привычным ценам предприниматели сейчас не в состоянии. Почему? И что будет с национальной fashion-индустрией? Разбиралась Лилия Галявиева.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В приостановке продаж одежды H&M, Zara, Mango, Uniqlo и других брендов некоторые увидели хорошую новость. «Дорогу национальным компаниям!»,— призывали выступающие за полное импортозамещение. Но сами российские компании этой радости по большей части не разделяют. Среди них основатель сети магазинов 21 Shop и бренда Запорожец Heritage Михаил Лабахуа:

«Все звонят и говорят: "Ребята, ваш звездный час настал". На самом деле это не совсем так. У нас компания небольшая — мы не способны дать то, что давали те самые большие игроки. Возможно, кто-то вместо какого-нибудь H&M зайдет к нам и что-то купит, но, думаю, это будут больше какие-то разовые мероприятия. Есть, конечно, возможность "занять" их места, если иметь определенное количество ресурсов, динамично сделать достаточный объем товаров, представить его не худшим образом. Мне кажется, что это больше касается каких-то крупных компаний, таких как Melon Fashion, может быть, "Спортмастера"».

Отдельный вопрос: хватит ли для покрытия рынка названных Михаилом Лабахуа крупных компаний? Из России ушли десятки крупных торговых сетей. В работу российских предприятий вмешался кризис, и есть риски, что объемы выпускаемой продукции в какой-то момент сократятся. Одна из причин — проблемы с поставками: часть тех, кто прежде обеспечивал сырьем, тканями, фурнитурой и отшитой продукцией, после 24 февраля начали разрывать контракты. Производители и профильные министерства говорят, что есть Китай и Индия, которые готовы и дальше работать с компаниями из России. Вот только купить их товары можно, а доставить нет. Перевозчики или не могут возить грузы прежними маршрутами, или отказываются делать это.

Бизнес пытается искать национальных поставщиков. Но даже для тех, кто справился с этой задачей, трудности не заканчиваются, объясняет совладелица бренда ARNY PRAHT Анна Прахт: «В России очень мало аналогов хороших материалов и фурнитуры. Нам удалось найти несколько вариантов поставщиков, но мы пока только пробуем учиться с ними взаимодействовать, потому что и машинки, на которых мы работаем, заточены под европейские материалы. Нам сейчас это все потихоньку надо перестраивать. Но есть надежда, что продукцию, которая есть в России, можно будет использовать».

Предприниматели говорят прямо: в ближайшие месяцы ценники переписывать не будут, но в будущем это неизбежно. По словам совладелицы бренда сумок и аксессуаров ARNY PRAHT Анны Прахт, себестоимость изделий уже выросла в среднем на 20%, хотя и прежде продукция независимых российских брендов была дороже той, что предлагал условный H&M. Так что в любом случае купить одежду по ценам, которые задавал масс-маркет, больше не получится, говорит совладелица бренда Анна Прахт:

«Мы стараемся пересматривать какие-то модели с учетом материалов, которые есть. Пытаемся минимизировать дорогую фурнитуру, чтобы не увеличивать себестоимость изделия. Думаем над какими-то более бюджетными линейками для того, чтобы поддержать ту нишу, которая осталась без масс-маркета. Но проблема в том, что во многих случаях это невозможно сделать быстро. Это иллюзия, что можно сшить хорошие джинсы по той цене, по которой они продавались в Zara. Создать их можно, но себестоимость будет 5-6 тыс. руб. Продавать их по 14 тыс. руб., наверное, могут себе позволить бренды только с какой-то сильной идеологией и концепцией».

Тем временем активность в соседских Telegram-чатах по перепродаже ненужной одежды в последние недели резко возросла. То же самое наблюдается на площадках типа Avito: продавцы отмечают, что сейчас там моментально сметается то, что не продавалось месяцами. Не исключено, что в ближайшем будущем Россия станет страной с осознанным потреблением. Вопрос — оправдана ли цена?

Вся лента