Мусор пойдет на пользу
В России уже два года проходит масштабная мусорная реформа, которая должна полностью поменять систему обращения с бытовыми отходами, превратив их в источник вторсырья или энергии. В ее рамках регионы внедряют принцип раздельного сбора мусора, новые финансовые инструменты и строят необходимую инфраструктуру. Но, признают в правительстве, не все субъекты успеют достигнуть целевых показателей к 2024 году, а экологи указывают, что проект требует доработки для большей эффективности.
Каждый житель России в год производит около 450 кг твердых коммунальных отходов (ТКО), которые в целом по стране складываются во впечатляющую цифру 65 млн тонн (данные «Российского экологического оператора»). При этом, несмотря на то что мощности российских мусорных полигонов уже исчерпаны, на вторичную переработку направляется всего около 10% ТКО. Росприроднадзор приводит другие данные. Как сообщала глава ведомства Светлана Радионова, в 2020 году объем ТКО в стране составил 48 млн тонн, из которых в повторный оборот попало не более 4,5%.
Кардинально повысить уровень переработки и сформировать в России эффективный механизм сбора и разделения мусора должен федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (является частью национального проекта «Экология»).
Ресайклинг вместо полигонов
Масштабная мусорная реформа, в рамках которой Россия должна перейти от накопительной модели к перерабатывающей, стартовала в 2019 году. По итогам ее реализации к концу 2024 года доля отходов, выделенных в результате раздельного накопления, сортировки и обработки ТКО, в общей массе такого мусора должна увеличиться с нарастающим итогом до 12,1%, а объем ТКО, направленных на сортировку,— до 50,2% от всего количества бытовых отходов. Помимо этого задачами проекта являются запуск мощностей по обработке ТКО на 23 млн тонн и по утилизации отходов и фракций после нее — на 8,2 млн тонн. Для этого потребуется построить более 200 заводов. Исполнителем проекта была назначена публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО).
По данным Минприроды, за текущий год по состоянию на конец сентября было введено 3,4 млн тонн в год мощностей по утилизации ТКО, а на стадии строительства находится еще шесть участков утилизации в составе комплексных объектов и один объект утилизации общей мощностью по утилизации 1,75 млн тонн в год. В сфере обработки запущено 11,7 млн тонн годовых мощностей и строится еще 27 отдельных объектов и участков в составе комплексов на 4,8 млн тонн в год. Также введены три объекта захоронения твердых коммунальных отходов общей мощностью 1,16 млн тонн в год (еще 13 точек на 1,55 млн тонн строятся). Всего до 2024 года планируется введение 26,64 млн тонн таких мощностей.
На верном пути
Помимо этого в качестве важных промежуточных результатов реализации мусорной реформы в Минприроды называют разработку по итогам аудита и инвентаризации отрасли проекта Федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходам. Подготовленная РЭО электронная модель федеральной схемы станет основой создаваемой государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов. В ходе ее создания оператор скорректировал оценку количества образуемых отходов, уточнил характеристики действующих объектов обращения с отходами, а также спланировал мощности перспективных объектов и оптимизировал схемы потоков мусора.
На текущий момент в федеральной схеме представлено более 2 тыс. действующих и перспективных объектов обработки, размещения, обезвреживания и утилизации отходов. Кроме действующих объектов обращения с отходами система включает в себя аэропорты, так как рядом с ними нельзя строить объекты, зоны действия региональных операторов, а также маршруты мусоровозов (всего по России курсирует 18 тыс. таких машин). Федсхема обеспечит прослеживаемость отходов за счет синхронизации с датчиками ГЛОНАСС, которые устанавливаются на мусоровозы. Подключить все машины к системе планируется в 2022 году, говорил замгендиректора РЭО по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой Алексей Макрушин. По его словам, разработка системы учета ТКО позволит собирать воедино данные об отходах и на государственном уровне осуществлять контроль за их перемещением. А замгендиректора РЭО по цифровизации Алексей Буров уточнял, что к схеме в рамках единой информационной системы по учету ТКО будут добавлены данные телеметрии датчиков ГЛОНАСС и данные с весового контроля объектов инфраструктуры. Совокупность этих данных позволит проследить транспортировку мусора от начала его образования до момента нахождения на объектах инфраструктуры. При этом он подчеркнул, что система будет полностью безопасна, а данные окажутся под надежной защитой.
Новые возможности
Еще одним важным шагом к созданию полноценной системы управления отходами является запуск с 2021 года мер поддержки по созданию новых мощностей по обработке, утилизации и захоронению отходов, которые РЭО может оказывать. Они даются по трем направлениям: поручительства по кредитам и займам, приобретение облигаций и участие в уставном капитале. Сейчас экологический оператор уже рассматривает 108 проектов, которым может оказать поддержку в рамках строительства объектов обращения с ТКО.
Также наблюдательный совет РЭО одобрил еще один новый механизм поддержки создания инфраструктуры для обращения с ТКО — «зеленые облигации» на сумму 100 млрд руб. Следующим этапом в этой сфере в правительстве называли выход компании на биржу.
Помимо этого в конце октября РЭО вошел в проекты строительства двух объектов по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов в Московской области — мусоросортировочного комплекса «Алексинский карьер» и комплекса по переработке отходов (КПО) «Нева». В июле наблюдательный совет оператора одобрил их финансировании через выкуп облигационного займа на общую сумму 2,9 млрд руб. Как сообщал тогда глава РЭО Денис Буцаев, «Алексинский карьер» сможет принимать 950 тыс. тонн ТКО ежегодно, из которых на вторсырье придется 213 тыс. тонн, на компостирование направят 300 тыс. тонн. В свою очередь, мощности КПО «Нева» (500 тыс. тонн ежегодно) позволят нарастить долю обработки отходов в Московском регионе на 15%, а утилизации — на 14%.
За 2019 и 2020 годы в России создано 105 объектов, в том числе 14 КПО, 64 объекта обработки ТКО мощностью 10,3 млн тонн в год и 27 объектов утилизации, рассчитанных на 3 млн тонн ежегодно. К октябрю 2021 года количество мощностей по обращению с ТКО в России выросло в несколько раз: до 260 — по обработке (29 млн тонн) и более 500 — по утилизации (6 млн тонн). За счет этого доля сортируемых отходов достигла 30%, а на переработку стало отправляться 6% общероссийских отходов.
Не выброшенные деньги
При этом одной из ключевых проблем, тормозящих реализацию мусорной реформы, является недостаток качественно оборудованных точек сбора отходов, в том числе с возможностью раздельного накопления, из-за нехватки финансирования. Чтобы решить ее, Минприроды в 2021 году подготовило правила субсидирования субъектов РФ для закупки контейнеров для раздельного сбора мусора. По итогам отбора заявок от территорий на субсидию комиссией определены 46 регионов, между которыми распределены средства, общий размер которых составляет 1 млрд руб. На них, как сообщал глава министерства Александр Козлов, планируется закупить не менее 65,5 тыс. таких контейнеров. «Территории впервые получают такую поддержку на развитие отрасли обращения с отходами. Мы предусмотрели финансирование закупки и, что особенно важно, возможность возмещения расходов, если регионы в этом году уже закупили такие контейнеры»,— пояснял министр.
Также в рамках развития системы раздельного сбора отходов в десяти регионах будут запущены пилотные проекты по созданию сети фандоматов, которые будут принимать использованные пластиковые и стеклянные бутылки, также алюминиевые банки для их последующей переработки и повторного использования сырья. Так, в 2021–2022 годах 10 тыс. фандоматов будет установлено в Белгородской, Челябинской, Нижегородской, Московской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областях, а также в Татарстане, Севастополе и Краснодарском крае. В текущем году будет запущен «пилот» в двух регионах — в Челябинской и Белгородской областях. «Создание сети фандоматов — это одна из мер поддержки, которую оказывает государство для развития отрасли обращения с ТКО, в частности популяризации раздельного сбора. Цель проекта — сформировать новый рынок в рамках экономики замкнутого цикла»,— поясняют в Минприроды.
Регионам поставят оценки
Оценивать эффективность работы регионов при проведении реформы обращения с отходами планируется в рамках «зеленого рейтинга», который будет составляться на основе ряда показателей. По предложению Минприроды это могут быть доля обустроенных площадок для сбора отходов, собираемость платежей, процент отправленных на переработку и утилизированных отходов, доступность раздельного накопления для жителей и охват населения услугой по вывозу ТКО. Запустить рейтинг эффективности планируется до конца года. Его лидеры будут отмечаться «Зеленой премией».
Сейчас отличником по раздельному сбору и переработке ТКО является Москва, которая в то же время и накапливает больше всего мусора. Как сообщал заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, за первое полугодие столица отсортировала около 500 тыс. тонн вторсырья для переработки. Такие показатели на 17% больше прошлогоднего уровня. В целом по итогам 2021 года московские власти рассчитывают на повышение объемов сбора вторсырья до 1 млн тонн против 855 тыс. тонн годом ранее. «Рост доли собранного вторсырья еще раз подтверждает, что выбранная в столице стратегия по решению вопроса с бытовыми отходами эффективна»,— говорил Петр Бирюков. По его данным, в Москве, где программа по раздельному сбору стартовала с 2020 года, на конец лета оборудовано более 22 тыс. контейнерных площадок и установлено свыше 60 тыс. брендированных контейнеров. Он пояснял, что главной задачей на первом этапе было сделать процесс раздельного сбора мусора максимально удобным, так что была выбрана простая двухконтейнерная система. Результаты программы свидетельствуют о том, что она интересна и полезна москвичам, они готовы активно участвовать в ее реализации. И это один из примеров эффективного сотрудничества с жителями, отмечал заммэра.
В правительстве признают, что к 2024 году реформу обращения с отходами сможет завершить только половина российских регионов. Предполагается, что оставшиеся субъекты сделают это к 2030 году.
При этом экологи указывают, что федеральный проект по обращению с ТКО можно сделать более эффективным. Так, в WWF в качестве положительных моментов утвержденной программы называют направление ресурсов, в том числе финансовых, на приоритетные способы обращения с отходами, что сэкономит бюджетные средства и повысит эффективность расходования средств, а также ее соответствие пути прогрессивных стран (цель — «ноль отходов» без сжигания, развитие циклической экономики).