Устойчивость в цепи поставок
Зачем логистическому рынку юга «чистый» транспорт и беспилотники
На юге России развитие логистического рынка идет в таких направлениях, как снижение количества неэкологичного транспорта, внедрение «зеленых» технологий при обработке и доставке грузов, потребление чистой энергии. Это укладывается
в повестку устойчивого развития (ESG). Например, только в одной Ростовской области в 2021 году игроки рынка расходы на закупку новых грузовиков увеличили более чем на 20% — до 13,3 млрд руб., а в открытие новых складских мощностей вложили почти 3 млрд руб. Влияние ESG-принципов в логистической сфере региона будет усиливаться, что потребует от компаний дополнительных расходов на технологии и персонал, уверены эксперты отрасли.
Транспорт стремится к экологичности
С 1 января 2018 года в России запрещено производить и импортировать грузовые автомобили экологического класса ниже «Евро-5». Этот стандарт регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах, устанавливая нормы выброса в атмосферу углеводородов (не более 0,05 гр. на километр пробега), окиси углерода (до 0,8 гр./км) и диоксида (до 0,06 гр./км). Экологический класс распространяется как на двигатели автомобилей, так и на используемое ими топливо.
Введение экологических требований не означает, что все грузовики, которые эксплуатируются сейчас в России, соответствуют стандарту «Евро-5». По данным аналитического агентства «Автостат», в 2020 году средний возраст грузового автомобиля в России составил 21,2 года, на долю машин старше 15 лет приходилось около 65% от общего количества грузовиков. Экологическим стандартам «Евро-4» и выше соответствовало менее 20% грузового автопарка страны.
Согласно исследованию «Автостата», два региона юга входят в ТОП-5 по количеству грузовых автомобилей. Так, Краснодарский край разместился на третьей строчке после Москвы и Московской области. На Кубани эксплуатируется более 144 тыс. грузовиков. А на четвертом месте — Ростовская область, в парке которой почти 116 тыс. грузовых машин.
Старение автопарка и случившийся из-за пандемии провал продаж грузовиков (по данным «Автостата» — на 7% в 2019 году и на 11,2% — в 2020-м) привели к тому, что в 2021 году спрос на грузовой транспорт значительно активизировался. По данным агентствам, например, в Ростовской области, в минувшем году продажи новых грузовиков выросли на 20,1% — до 1908 ед.
По данным маркетингового агентства Russian Automotive Market Research, в 2021 году средняя цена нового грузовика на российском рынке выросла на 26% и превысила 7 млн руб. за машину. Таким образом, по итогам прошлого года общие инвестиции в обновление грузового автопарка в одном из крупнейших регионах юга — Ростовской области превысили 13 млрд руб.
Стоит отметить, что на рынке явно заметен процесс импортозамещения. В числе лидеров и по объемам сбыта, и по динамике их роста оказались отечественные производители. «КамАЗов» было продано 860, что на на 34,4% больше, чем в 2020-м. «ГАЗ» и «МАЗ» увеличили продажи на 60% и 20% соответственно, до 245 и 130 ед. По относительным темпам роста обогнать российские автозаводы смогла только шведская Scania, которая продала в Ростовской области 48 автомобилей — почти втрое больше, чем годом ранее. Среди новых участников рейтинга оказалась китайская марка Shacman (ее выпускает компания Shaanxi Heavy Duty Automobile Co.).
Свою роль в изменении рыночной ситуации сыграли коронавирусные ограничения и временные остановки ряда предприятий. Из-за этого, подчеркивает коммерческий директор компании «МСБ-Лизинг» Александр Бурьян, сроки поставок европейских грузовиков стали «экстремально долгими», и спрос сместился в сегмент отечественной техники.
«Особенно большой спрос наблюдался на седельные тягачи — это в основном европейские машины, которых катастрофически не хватало, — добавляет директор по продажам компании “Евроклимат” Игнат Воблый. — По некоторым позициям срок ожидания доходил до 1,5-2 лет».
И все же, несмотряр на сложности, крупные проекты обновления автопарков на юге были реализованы. Среди них, в частности, закупка ГК «Ресурс» 30 автомобилей MAN для своего предприятия «Ставропольский бройлер». И это можно назвать ESG-проектов, так как все закупленные грузовики высокого экологического класса.
При этом, исследование, проведенное в конце 2021 года на базе Университета Джона Хопкинса, показывает, что пока в мировом масштабе уделяется сравнительно небольшое внимание внедрению ESG-принципов в цепочки поставок. В России, если судить, например, по доле грузовиков, соответствующих стандартам «Евро-4» и выше, устойчивое развитие пока тоже не относится к сильным сторонам логистической отрасли. Дополнительные риски создают новые санкции Запада. И сейчас уже приходится слышать о смягчении требований к отечественным грузовым автомобилям: из-за нехватки зарубежных комплектующих «КамАЗ» заявляет о вероятности возобновления производства грузовиков экологического класса «Евро-2».
Необходимые товары приблизились
Конечно, транспорт это обязательный, но отнюдь не единственный элемент современной логистики. Есть еще маркетплейсы, различные по классу склады и терминалы. Поэтому BG важно было понять, как принципы устойчивого развития соблюдаются на этих объектах. Известно, что провозглашенные в 2015 году ООН Цели устойчивого развития (ЦУР) делятся на три основные группы. Помимо экологических (E), к ним относятся социальные (S, ответственность перед обществом) и управленческие (G, корпоративная ответственность перед сотрудниками и партнерами). Социальная составляющая ESG-принципов в логистике включает в себя задачу обеспечения бесперебойных поставок ключевых товаров. И вы кризисное время актуальность такой задачи только усиливается.
Пандемия придала значительный импульс развитию онлайн-торговли. Исследование, проведенное сервисом «Яндекс.Маркет» и аналитической компанией GfK Rus показало, что за первые три квартала 2020 года, когда действовали наиболее жесткие «коронавирусные» ограничения, объем интернет-продаж в Ростовской области увеличился на 45% — это почти вдвое больше, чем темпы роста за предыдущие два-три года.
Смягчение ограничений не снизило динамику рынка e-commerce на Дону. В феврале министерство региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области сообщило со ссылкой на первого заместителя губернатора Виктора Гончарова, что за 2021 год онлайн-продажи в регионе выросли более чем в 2,5 раза. В результате их объем приблизился к 70 млрд руб., а доля в общем розничном обороте Дона составила около 6%.
В период пандемии интернет-торговля играла важную социальную роль с точки зрения предотвращения распространения коронавируса. Сейчас ее популярность продолжает расти по другим причинам: во-первых, на крупных маркетплейсах («Озон», Wildberries, «СберМегаМаркет» и др.) доступны товары множества брендов, включая небольших производителей, у которых мало возможностей попасть в офлайн-розницу, особенно — в федеральные сети. Во-вторых, на маркетплейсах достаточно часто проводятся разнообразные маркетинговые акции, что дает покупателям возможность сэкономить. Кроме того, интернет-площадки позволяют выйти на федеральный рынок небольшим производителям.
Так вот, для того, чтобы товары своевременно попадали сначала на склады маркетплейсов, а затем и к покупателям представитель e-commerce и их партнеры совершенствуют логистику. На юге мы видим это на примере Ростовской области, где логистическая инфраструктура развивается довольно активно. Например, «Озон» к началу 2021 года открыл в Аксайском районе фулфилмент-фабрику. Этот формат подразумевает полный цикл услуг — от качественного приема товара до его упаковки и оперативной доставки. Площадь такого «логистического хаба» составляет 38 тыс. м2, мощность — до 80 тыс. посылок в сутки. Объем инвестиций в строительство центра превысил 2 млрд руб. В 2021 году маркетплейс объявил о планах запустить вторую очередь фулфилмент-фабрики, чтобы удвоить мощности.
«Яндекс.Маркет» открыл первый логистический комплекс в Ростовской области еще в конце 2018 года. Его площадь на тот момент была 5 тыс. м2, здесь может храниться до 1 млн ед. различных товаров. Инвестиции в проект составили 500 млн руб. Генеральный директор компании Максим Гришаков объяснял, что центр станет хабом, откуда товары будут доставляться по всему Южному федеральному округу. «Мы будем развивать этот центр, оптимизировать его затраты и делать так, чтобы в радиусе 500 км и более товары доставлялись в течение одного-двух дней», — пояснял топ-менеджер.
В 2021 году «Яндекс.Маркет» существенно расширил складские мощности в Ростовской области. К лету общая площадь южного хаба достигла 33 тыс. м2 и маркетплейс заявлял о намерении продолжить развитие на Дону логистической инфраструктуры. По данным пресс-службы компании, за первую половину 2021 года количество продавцов из Ростовской области, работающих через «Яндекс.Маркет», увеличилось более чем вдвое, а оборот маркетплейса в регионе вырос на 250%.
Wildberries в конце 2020 года заявила о намерении построить крупный логистический центр в Краснодаре. Пресс-служба кубанской администрации сообщала со ссылкой на гендиректора маркетплейса Татьяну Бакальчук, что площадь этого объекта составит 300 тыс. м2, а инвестиции в его строительство — 15 млрд руб. По расчетам властей Краснодарского края, новый объект логистики, с одной стороны, поможет развитию торговли, транспортной сферы и росту грузооборота, а с другой — поддержит малый бизнес, в том числе, производителей продукции АПК. А это — вклад в достижение сразу нескольких глобальных ЦУР, отраженных в ESG-повестке. Например, цели №2 (помимо ликвидации голода следование этой цели предполагает поддержку продовольственного и сельскохозяйственного сектора) и цели №9 («Индустриализация, инновации и инфраструктура»).
«Мы научились добиваться хороших урожаев, перерабатывать продукцию и создавать вполне конкурентоспособный продукт по цене и качеству, — цитирует губернатора Кубани Вениамина Кондратьева его пресс-служба. — Теперь необходимо реализовывать (такой продукт). Надеюсь, что через новую площадку и наши производители смогут быстрее доводить продукты питания до конечного потребителя».
В Ростовской области у Wildberries есть в Аксайском районе сортировочный центр площадью 1,5 тыс. м2.. Местные производители оценивают эту площадку как важный инфраструктурный элемент. В частности, Виктор Шевченко, генеральный директор ростовской компании «Трейдберри» (выпускает в мелкой фасовке смеси цукатов, закуски, орехи и т. п.), рассказал, что в 2020 году продавали на Wildberries за месяц столько, сколько за тот же период продают в гипермаркетах одной из федеральных сетей.
В мае 2021 года компания «Сбер управление активами» купила склад площадью 38,2 тыс. м2. в логистическом комплексе «Дорожный», что в 30 км от Ростова-на-Дону. Примерно тогда же в донской столице открылся первый хаб «Сбер Еаптеки» со складом площадью 300 м2 и стационарным аптечным пунктом на 28 м2. По планам руководства «Сбера», в регионе такие же объекты будут открываться в Таганроге, Новочеркасске, Волгодонске и др. городах. По словам председателя Юго-Западного банка Сбербанка Евгения Титова, группа считает онлайн-торговлю одним из наиболее перспективных направлений для развития, в том числе, в сегменте лекарств. «Даже в непростом для всех 2020 году, по данным СберИндекса, продажи в этом сегменте оставались в “зеленой” зоне на фоне падения других рынков, — объяснял господин Титов. — Сервисами СБЕР ЕАПТЕКИ ежемесячно пользуются более 7 млн человек, а годовой оборот компании в 2020 году превысил 11 млрд руб., показав прирост на 96% к 2019 году».
Напомним, «Сбер», у которого одна из самых крупных и разветвленных экосистем, является в стране одним из крупнейших потребителей энергии, которую вырабатывают донские ветропарки. Такое «озеленение» показывает, что «Сбер» и его «дочки» усиливают ESG-составляющую в своих проектах.
Новые «зеленые» склады
В последние годы ряд логистических операторов развивают инфраструктуру по стандартам 3pl и 4pl. К таким объектам повышенные экологические требования, процессы на них автоматизированы, что повышает уровень управляемости такими комплексами. С одной2 стороны, высокие стандарты и передовые технологии логистики на юг приходили вместе с крупными европейскими игроками. Один из ярких примеров здесь — французская FM Logistic, которая в конце 2019 года в станице Грушевской, недалеко от международного аэропорта Платов, открыла современный складской комплекс площадью 35 тыс. м2. Строительство объекта происходило в две очереди. Общий размер инвестиций составил около 2,5 млрд руб. Проект получил поддержку регионального правительства: соответствующее соглашение губернатор Дона Василий Голубев подписал с руководством FM Logistic еще в 2018 году, в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге.
Соблюдение ESG-принципов здесь видно на примере использования дронов. Как рассказали «Ъ» в компании FM Logistic, оборудованный видеокамерой и специальным сканером легкий квадрокоптер быстро поднимается на нужную высоту, за пару секунд считывает информацию с паллетной этикетки и сличает ее с данными в учетной системе. В результате уходит потребность в аренде дорогостоящих подъемников, товары никто лишний раз не трогает, а сотрудники не рискуют здоровьем. То есть, компания таким образом заботится и об экологии, и о безопасности работников.
«Этот складской комплекс удачно вписывается в концепцию инициированной губернатором масштабной программы “Аэрополис”, предполагающей максимальное использование (логистических) преимуществ, которые появились у Ростовской агломерации в связи со строительством аэропорта Платов и созданием соответствующей инженерно-транспортной инфраструктуры», — отметил генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков.
Развитие логистической инфраструктуры с учетом актуальных тенденций требует увеличения расходов на технологии и персонал. В Ростовской области это понимают не только иностранные компании, иногородние игроки, но и местные операторы. Так, новый терминал класса А на 15 тыс. палето-мест открыло в Ростове «Северо-Кавказское логистическое предприятие» (СКЛП). Инвестиции в проект составили около 350 млн руб., из которых 130 млн — льготный кредит по программе Минэкономразвития. По словам гендиректора СКЛП Виктора Халына, предприятие наращивает объем обработки грузов не только благодаря расширению площадей, но и внедряя новые технологии, в частности, роботизированную технику и так называемые «зеленые» погрузчики (во время работы практически не производят выбросов вредных веществ, что также соответствует ESG). Кроме того, на новой площадке СКЛП внедряет принципы 4pl-логистики, которые предусматривают, что оператор берет на себя планирование, управление и контроль всех логистических процессов с учетом стратегических целей поклажедателя, в то время как 3pl-логистика подразумевает, что подрядчик занимается только складированием, управлением запасами, упаковкой и экспедированием. Это положительно влияет на скорость обработки грузов, а, значит, и на оперативность доставки. Это важно, учитывая, что услугами СКДП пользуются десятки крупных производителей товаров массового спроса.
Следующим этапом усиления ESG в деятельности складских и логистических комплексов может стать создание собственной генерации энергии из возобновляемых источников. Такое «завтра» уже наступает. На юге первой ласточкой стал «Логопарк Дон», на территории которого заработала солнечная электростанция (СЭС) мощностью 530 кВт. Ее установили для снабжения электроэнергией складской комплекс компании Raven Russia площадью 228,4 тыс. м2. Площадь новой СЭС — 10 тыс. м2, на которых расположились 1300 «гетероструктурных двусторонних модулей». По мнению специалистов, у таких модулей высокая эффективность преобразования энергии, они способны работать в температурном диапазоне от -40 °С до +85°С.Прогнозируемая годовая выработка электроэнергии составит 678 МВт/час, что позволит сократить выбросы в атмосферу 240 тонн углекислого газа. По данным РБК, в проект инвестировали почти 60 млн руб. Использование недорогостоящей и чистой энергии направлено на достижение цели устойчивого развития №7.
Директор по управлению недвижимостью Raven Russia Ярослав Шувалов сообщил, что СЭС не покроет все нужды комплекса: только 15-20% от общего объема потребляемой комплексом энергии. «Однако мы хотим работать правильно с точки зрения наследия, которое оставляем. Как минимум наши арендаторы не будут платить больше, как если бы платили за традиционную энергию»,— резюмировал топ-менеджер.