Русский и мир
Что стало с русским языком в постсоветском пространстве
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина опубликовал второе исследование «Индекс русского языка в мире» за 2021 год. Первое исследование было проведено в 2020 году. Планируется, что оно будет проходить ежегодно.
По результатам сравнения с иностранными языками по разным категориям русский занял пятое место среди 12 ведущих мировых языков с результатом 2,86 балла. Он обошел арабский (2,50), португальский (2,38) и немецкий (2,33), уступив английскому (16,67), испанскому (5,26), китайскому (3,70) и французскому (3,70) языкам. Отрыв лидера мирового языкового индекса (английского) от ближаишего конкурента (испанского) — более чем в три раза.
Русский и другие языки были оценены по следующим параметрам: численность говорящих и пользователей интернета, количество интернет-ресурсов на языке, объем научной информации на языке, статус языка в международных организациях и количество зарегистрированных СМИ.
По словам ректора Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргариты Русецкой, в современном мире роль языков определяется не только и не столько численностью носителей, а также его функциональной нагруженностью. Это способность языка удовлетворять потребность человека в информации, социальном и профессиональном взаимодействии, что гораздо сильнее влияет на его конкурентоспособность.
По численности говорящих русский занимает восьмое место в мире — им владеют 258 млн человек. На строчку выше русского языка стоит французский — на нем говорят 267 млн человек в мире. Почти вровень с русским языком идет португальский — 257,6 млн.
По статусу в международных организациях русский язык занимает четвертое место: он является официальным или рабочим в 15 крупнейших международных организациях из 23 рассмотренных. Прежде всего это ООН и глобальные отраслевые организации под ее эгидой.
По большинству параметров русский язык занимает срединные позиции — от 4 до 7, но есть и любопытные отклонения. Например, по количеству русскоязычных пользователей в глобальной сети русский занимает лишь девятое место (или 2,5% от всех потребителей языкового контента всемирной сети), а вот по количеству русскоязычных ресурсов сохраняет вторую позицию: доля сайтов, использующих русский язык в качестве языка контента,— 6,8% от всех веб-ресурсов.
При этом составители индекса относят русский язык к числу «неровных» языков (разбег места в графах индекса — от 9 до 2). Самыми «ровными» оказались англииский язык (первая позиция по всем параметрам) и испанский (по первому параметру — четвертая позиция, по остальным — третья позиция).
По числу публикаций в базах данных Scopus и Web of Science русский язык сохраняет пятую позицию. По количеству СМИ русский остается на седьмом месте, обогнав при этом китайский, арабский и хинди.
Самым востребованным русский был и остается на территории постсоветского пространства. Этому посвящен индекс устойчивости русского языка в динамике за 30 лет — с 1991 по 2021 год. Во второй части исследования на территории СНГ рассматривались конституционный статус русского языка и участие в государственных коммуникациях, количество студентов и школьников, обучающихся на русском языке, доля научных публикаций и русскоязычных СМИ.
Максимальный балл по использованию русского языка в государственно-общественной сфере набрали такие страны, как Белоруссия, ДНР, Киргизия и Казахстан. Ноль баллов в этой графе зафиксировано у Литвы и Грузии.
Больше всего русскоязычных СМИ в Белоруссии (81%) и Казахстане (62%). Меньше всего — в Грузии (7%), Эстонии (8,5%) и Литве (7%).
Также с целью анализа влияния языка в научной коммуникации проанализирована доля научных публикаций в российской базе РИНЦ и доля русскоязычных публикаций в международной базе Scopus (общая доля публикаций на русском языке и впервые — в разбивке по областям) по постсоветскому пространству. Русский язык играет важную роль в науке таких стран, как Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Азербайджан.
При этом есть очевидная проблема для русского языка в сфере школьного и высшего образования. Общая доля школьников за минувшие 30 лет, обучающихся на русском языке в странах постсоветского пространства (без учета РФ), сократилась до 19% — вдвое по сравнению с 1990/1991 учебным годом. Это заметнее всего в школах Литвы, Украины, Туркмении, Грузии и Армении (в 3–10 раз). Число студентов вузов, обучающихся на русском языке в бывших союзных республиках, за тот же период сократилось в 2,1 раза — до 692,3 тыс. человек, что составило в 2019/2020 учебном году лишь 18,4% всего контингента студентов вузов данных стран.
«Полученные данные демонстрируют, что наиболее острой проблемой является сокращение сферы воспроизводства кадров русистов, а численность обучающихся на русском языке сократилась вдвое на всех ступенях образования»,— считает Маргарита Русецкая. По ее оценке, в перспективе семи лет все программы высшего образования в области русистики будут закрыты по причине кадровой необеспеченности, что приведет к сбою в кадровом обеспечении школ во всех странах СНГ.
По набранной сумме баллов индекс русского языка наиболее устойчив в Белоруссии, которая лидирует с отрывом в более чем два раза от Киргизии, а замыкает тройку лидеров Казахстан.