Пойманные в соцсети
Чиновники Петербурга и Ленобласти не торопятся удалять «экстремистскую» символику запрещенной организации
Петербургские и ленобластные госорганы, а также муниципальные образования, комитеты, районные администрации, продолжают использовать логотипы компании Meta, которую суд признал экстремистской организацией. Впрочем, решение пока не вступило в законную силу, поэтому содержание государственных сайтов не преследуется по закону. При этом на некоторых сайтах бросается в глаза соседство «экстремистской символики» логотипов Meta с размашистыми черно-оранжевыми Z и общей риторикой по отношению к соцсетям.
Средства массовой информации, несмотря на то, что решение о признании экстремистской компании Meta (владеет Instagram, Facebook и WhatsApp) еще не вступило в законную силу, СМИ уже сейчас обязаны маркировать их упоминания, так же как, например, неонацистский «Формат-18»: организация признана экстремистской и запрещена в РФ. Экстремистской, отмечает адвокат и старший партнер проекта «Апология» Александр Передрук, является и символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, а ее демонстрация неограниченному кругу лиц является нарушением ст. 20.3 КоАП РФ.
Официальные лица России стали покидать аккаунты в Facebook и Instagram после того, как Meta 11 марта заявила, что меняет свою политику в отношении угроз и пожеланий смерти российским солдатам и высшим чиновникам, включая президента (через четыре дня политика была ужесточена). Генпрокуратура в ответ подала иск, и 21 марта Тверской районный суд Москвы признал компанию экстремистской.
При этом от демонстрации символики организаций госорганы не отказались, как и от прямых ссылок с названиями данных организаций. В частности, комитет правопорядка и безопасности Ленобласти дает прямую ссылку на свой Instagram, который, правда, уже не ведет. В регионе подобным грешат также сайты и соцсети Волосовского и Выборгского муниципальных районов.
Комитет по развитию туризма Петербурга не стал убирать ссылку на Facebook в своей группе «ВКонтакте», Жилищный комитет — иконку на сайте, а комитет по науке и высшей школе рекламирует Instagram управления по борьбе с наркотиками МВД. Администрация Выборгского района дает ссылку на Instagram, при этом в самой соцсети администрация свое «присутствие заморозила».
МО «Аптекарский остров» публикует на своей странице «ВКонтакте» ссылку и логотип Instagram. Вообще, муниципалитеты Петроградского района довольно часто допускают у себя демонстрацию подобной символики, в частности, на страницах «ВКонтакте» ссылки или логотипы соцсетей есть у МО «Введенский», МО «Кронверкское», МО «Чкаловское», которые патриотично переименовали себя в «Vведенский», «КронVеркское» и «ЧкалоVское».
Комитет по природопользованию отличился в другую сторону, назвав себя на экологическом портале города «Комитет по природопольZованию» (аналогичные баннеры он сделал и для соцсетей). Букву Z на своем логотипе также разместило ГУП «ТЭК». При этом ни органы самоуправления, ни исполнительная власть, включая руководящих чиновников, аккаунты в социальных сетях Meta не ведут. Оттуда ушли даже официальные городские СМИ за исключением «Петербургского дневника», который обновляет истории и ленту Instagram.
Господин Передрук отметил, что пока чиновников за публикацию логотипов к ответственности не привлекут, хотя напомнил, что сторонников Алексея Навального снимали с регистрации на выборах еще до признания его штабов экстремистскими (ряду кандидатов подобные решения удалось обжаловать). «Все-таки подследственность у нас появляется после вступления решения суда в законную силу. В случае Meta этого не произошло»,— говорит господин Передрук, напоминая, что даже если Meta не обжалует решение суда, оно вступит в силу только через 30 дней.
Заведующая кафедрой социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, доктор политических наук Инна Ветренко считает, что, отказываясь от пользования этими соцсетями, чиновники и другие «неэкстремисты» создают информационный вакуум на этих площадках, который может заполняться экстремистским контентом. «Если мы все оттуда уйдем, то не будем иметь возможности предоставлять альтернативный контент пользователям, которые остаются. Использование не наказуемо»,— указывает госпожа Ветренко.
Политолог Дмитрий Витушкин отмечает, что в России отношение к госслужащим со стороны закона мягче. «Нельзя не отметить, что правоприменение тех или иных законодательных норм у нас носит избирательный характер. Наверняка госструктуры пока не успели подстроиться под новую реальность, учитывая неторопливость бюрократической машины», — предполагает эксперт.