Казанского биолога арестовали за посты
Противника спецоперации на Украине отправили в СИЗО
Казанского биолога и оппозиционера Андрея Бояршинова отправили в СИЗО в связи с обвинениями в оправдании терроризма. Дело против него возбудила ФСБ из-за постов в Telegram-канале, где освещались протесты против спецоперации РФ на Украине. Господин Бояршинов был задержан 17 марта и по решению Вахитовского райсуда находился под домашним арестом. На изменении меры пресечения настояла прокуратура, обратившись с жалобой в Верховный суд республики. Защита указывала, что господину Бояршинову необходимо ухаживать дома за больной матерью.
Верховный суд Татарстана изменил меру пресечения казанскому активисту Андрею Бояршинову, которого ФСБ обвиняет в публичном оправдании терроризма с использованием интернета (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ). Как рассказал „Ъ“ его адвокат Рим Сабиров (сотрудничает с правозащитной группой «Агора»), господина Бояршинова поместили в СИЗО до 18 мая.
Напомним, дело против Андрея Бояршинова возбудило управление ФСБ по республике 18 марта. Основанием послужили сообщения в Telegram-канале «Протестная Казань» и его чате. Они были опубликованы под ником Андрей Ossian 4 и 9 марта, когда в Казани проходили несанкционированные акции против военной спецоперации РФ на территории Украины. Содержание этих постов в постановлении о возбуждении уголовного дела не раскрывается. ФСБ лишь указала, что сообщения «содержат лингвистические признаки» оправдания терроризма и призывов к осуществлению террористической деятельности.
Господина Бояршинова задержали еще 17 марта, но по другому уголовному делу, которое возбудили в следственном управлении СКР по Татарстану также из-за сообщения в мессенджере Telegram по ч. 1.1 ст. 212 УК РФ (склонение, вербовка или иное вовлечение лица в массовые беспорядки) — неустановленное лицо 3 марта «опубликовало сообщение, содержащее призывы к оказанию вооруженного сопротивления представителям власти». В рамках этого дела обыски прошли минимум у 10 человек, в том числе у студентов, преподавателя, членов «Яблока» и Либертарианской партии. Андрей Бояршинов был допрошен как подозреваемый, однако, по словам адвоката, причастность к этому делу не подтвердилась. Другие подозреваемые были отпущены, но господина Бояршинова затем задержала ФСБ.
19 марта Вахитовский райсуд Казани поместил Андрея Бояршинова как фигуранта дела об оправдании терроризма под домашний арест. ФСБ и прокуратура просили поместить активиста под стражу. Но суд посчитал, что следствие не представило доказательства того, что господин Бояршинов может скрыться или продолжать преступную деятельность.
После этого прокуратура подала апелляционное представление в Верховный суд Татарстана, указав, что Андрей Бояршинов «обвиняется в совершении тяжкого преступления» и «неоднократно привлекался к административной ответственности за организацию и участие в акциях протеста против государственной власти». Также прокуратура заявила, что обвиняемый «трудовой деятельностью не занимается» (ранее глава «Агоры» Павел Чиков указывал, что Андрей Бояршинов — кандидат биологических наук, работал в Казанском федеральном университете). Но в апелляционном представлении надзорного органа говорится, что активист «скроется от органов следствия и суда, не имея источника дохода, продолжит заниматься преступной деятельностью».
На заседании в Верховном суде республики адвокат Рим Сабиров выступил за то, чтобы оставить Андрея Бояршинова под домашним арестом. Он обратил внимание, что «каких-либо документальных подтверждений» того, что активист должен находиться в СИЗО, не представлено. По словам господина Сабирова, из материалов дела следует, что «спорные публикации», которые стали основанием для возбуждения дела, «были зафиксированы и по ним проведено лингвистическое исследование». Господин Бояршинов «теоретически не может повлиять на установление объективной истины» и «поэтому данный довод прокуратуры является надуманным», посчитал адвокат.
Также господин Сабиров указал, что его подзащитный «ранее не судим, характеризуется удовлетворительно, в злоупотреблении спиртными напитками замечен не был». Он проживает вдвоем «вместе с престарелой больной матерью и осуществляет за ней уход», является ее единственным ребенком. Рим Сабиров попросил оставить представление прокурора без удовлетворения.
Однако суд встал на сторону прокуратуры. Андрея Бояршинова после оглашения решения «заковали в наручники в зале суда», сообщил „Ъ“ его защитник.