Начали за беженцев, закончили молитвой
Новый омбудсмен выступила перед депутатами
Уполномоченный по правам человека в Петербурге Светлана Агапитова, которая работает в должности с декабря, вчера представила ЗакСу годовой отчет о работе своего управления. Она успела рассказать, что из Петербурга на спецоперацию на Украину отправили двух срочников, развела руками по поводу отчислений студентов из-за участия в антивоенных акциях, а также рассказала, что ежедневно петербуржец, не замечая того, проходит мимо наркотиков на общую сумму около 50 млн рублей. Примечательным оказалось, что у фракции «Единая Россия» так много депутатов, что вместо вопросов о правах человека они интересовались работой фракции «Яблоко».
Начала свое повествование госпожа Агапитова с цитирования поэта Александра Кушнера: «Времена не выбирают...». После этого, переходя к сути доклада, оговорилась, что основные показатели, которые она представит, относятся к деятельности ее предшественника Александра Шишлова, который оказался по другую сторону трибуны (он возглавляет фракцию «Яблоко»).
Разговор сразу зашел о беженцах из Донецкой, Луганской и других областей Украины. Несмотря на то, что Петербург их не принимает, отметила Светлана Агапитова, они все равно есть: за помощью обратились 528 человек, из которых 195 детей. Также помощи просили родственники представителей другой стороны конфликта — матери и жены солдат, воюющих на Украине. Всего обращений было семь. «В них сообщается о фактах недобровольного заключения контрактов, о предполагаемом пересечении военнослужащими по призыву границы с Украиной либо содержатся просьбы о содействии в получении информации о местонахождении военнослужащего»,— рассказала она, сообщив, что в рамках реагирования на эти обращения удалось вернуть двух срочников с фронта.
В связи с эпидемией коронавируса, которая занимала первое место в повестке до конца февраля 2022 года, снизилось количество обращений граждан — на 3 тыс. (за 2021 год 7,5 тыс. обращений). Связано это в основном с ограничениями по очному приему граждан. В топе жалоб находятся ЖКХ, медицина, действия полиции и несправедливость судов. Госпожа Агапитова привела и другую неутешительную статистику: выросло количество самоубийств, в первую очередь решение прервать жизнь принимают женщины и пожилые люди в возрасте 66–69 лет. Рождаемость в Петербурге сократилась на 3%, а смертность выросла на 19%.
Омбудсмен напомнила собравшимся о былых победах — избирательной кампании, в ходе которой о нарушениях в ее ведомство пожаловались 568 раз, а правоохранительные органы впоследствии никак не отреагировали. «Возбуждено ноль уголовных дел»,— подчеркнула она. Также имели место сообщения о нарушениях прав задержанных на акциях протеста, но правоохранительные органы себе не изменили. «Формально полиция с нами не согласилась»,— констатировала омбудсмен.
Далее речь зашла о наркотиках. По данным госпожи Агапитовой, ситуация настолько серьезна, что в месяц в Петербурге совершается 120 тыс. сделок. «Ежедневно наши горожане проходят мимо готовых закладок стоимостью в 50 млн рублей»,— ярко проиллюстрировала она размах проблемы.
Затем госпожа Агапитова перешла к квартирному вопросу, «который испортил москвичей, но не нас, петербуржцев». Она отметила замедление темпов расселения коммуналок, но и успешный ввод в эксплуатацию 22 из 33 долгостроев. Продолжая социальную тему, она пристыдила депутатов за то, что они так и не рассмотрели законопроект о предоставлении социального такси участникам Великой Отечественной войны (в том числе узникам лагерей и детям блокадного Ленинграда), не являющимся инвалидами.
Завершить доклад Светлана Агапитова решила молитвой немецкого богослова Фридриха Кристофа Этингера: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».
Спокойствие действительно потребовалось, потому что настроений депутатов Светлана Агапитова изменить не могла: фракция КПРФ настойчиво повторяла вопросы, которые омбудсмен поднимала в своем докладе, но коммунисты не были удовлетворены ее ответами. Лидер коммунистов Роман Кононенко потребовал обозначить, будет ли усиливаться мониторинг поставок лекарств. Ему, правда, уже говорили, что он ведется постоянно. Также, отвечая ему, госпожа Агапитова призналась, что штат ее аппарата великоват и из 43 сотрудников планируется сократить 13, а также 11 незакрытых должностей.
Яблочник Борис Вишневский повторился насчет антивоенных акций. Омбудсмен сказала, что находится в контакте с МВД. А вот с отчислением студентов вопрос пошел скорее в минус: уполномоченный считает, что уставы некоторых университетов вполне обоснованно включают в себя пункт об отчислении за нарушение закона.
Единоросс Алексей Цивилев отметил проблему бездомных, которая заключается как минимум в том, что на учете стоит чуть более трех тысяч человек, а по предварительным подсчетам таких людей в городе более 50 тыс. Представитель «Новых людей» Дмитрий Панов предложил госпоже Агапитовой поговорить со всероссийским уполномоченным Татьяной Москальковой о запрете на расторжение договоров по ипотечным кредитам из-за просрочки, например, если у человека единственная квартира.
Под занавес встречи представители «Единой России» стали задавать вопросы, относящиеся не к институту уполномоченного, а к бывшему УПЧ Александру Шишлову. Валерий Гарнец попросил обозначить показатели эффективности работы аппарата в 2021 году, Юрий Гладунов задался вопросом, сколько обращений поступило от господина Шишлова и его соратника Бориса Вишневского по вопросам жителей Донбасса (например, если им жаловались их родственники из Петербурга), а услышав, что таких у Светланы Агапитовой не было, предложил спикеру Александру Бельскому запретить двум вышеупомянутым либералам произносить слова «так называемая военная операция».