Газ ищет выход к потребителю

В Краснодарском крае обсудили меры поддержки газомоторной отрасли

В Торгово-промышленной палате Краснодарского края обсудили развитие рынка газомоторного топлива в регионе. Участники конференции сошлись во мнении, что при предоставлении земельных участков под строительство заправочных станций важно заранее получить техусловия для подключения к газу. Законодательные и исполнительные власти Кубани идут навстречу газовикам, упростив процедуру выделения земли под строительство газовых заправок без торгов, определяя площадки под строительство заправочных станций, а также отрабатывая вопросы подключения станций к сетям. Эксперты, отмечая несомненную важность компримированного газа как наиболее эффективного, дешевого и экологичного топлива, говорят о недостаточной развитости соответствующей инфраструктуры.

Сегодня Краснодарский край входит в топ-5 российских регионов по автопарку на газомоторном топливе. Заместитель директора Южного филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Станислав Леонов рассказал на прошедшем в Торгово-промышленной палате Краснодарского края круглом столе, посвященном развитию рынка газомоторного топлива в регионе, что Краснодару необходимы новые заправки. Однако «Газпром газомоторное топливо» и частные инвесторы, планирующие строить инфраструктуру в крае, сталкиваются с некоторыми сложностям, отметил замруководителя филиала. В числе таких сложностей господин Леонов называет ограниченную возможность получить технические условия присоединения к газовым сетям, а также стоимость земли, которая в Краснодаре и муниципалитетах, расположенных на побережье Черного моря, высока. «Вопросы с землей мы решаем в рамках установленных процедур с муниципалитетами либо приобретаем ее у частников»,— сообщил Станислав Леонов.

Природный газ (метан) — наиболее экономичное и экологичное моторное топливо. Его цена в среднем по России — 19,5 руб. за 1 куб. м. Стоимость километра пути на метане для легкового автотранспорта составляет около 2 руб. По расходу 1 куб. м метана эквивалентен 1 литру бензина. Техника, работающая на метане, многократно подтверждала свою надежность в ходе протяженных международных автопробегов и спортивных соревнований

В качестве положительного примера Станислав Леонов привел Сочи, где свободной земли очень мало. «Три недели назад было подписано соглашение с главой курортного города Алексеем Копайгородским по развитию газомоторной инфраструктуры. Мы надеемся, что в Сочи в ближайшей перспективе появятся две-три заправки. Сочинский автобусный автопарк обширный. К тому же мы понимаем, что в сегодняшних реалиях туристический поток как в летний, так и в зимний период в этот город будет большим»,— заявил он, уточнив, что в Сочи подписано более шестидесяти соглашений с компаниями, которые готовы закупать технику, работающую на метане.

Напомним: в феврале в Сочи состоялось подписание соглашения о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива между администрацией города и компанией «Газпром газомоторное топливо». Соглашение предусматривает работу по расширению использования компримированного и сжиженного природного газа, а также определение площадок под строительство заправочных станций в Сочи. Как отметил глава Сочи Алексей Копайгородский, в городе почти четыре тысячи автобусов и такси, более ста тысяч легковых и грузовых автомобилей. Все они оказывают воздействие на окружающую среду. «В рамках Года экологии подписание данного соглашения играет большую роль. У нас в городе уже есть автобусы на газомоторном топливе. Также тестируются электробусы. Это более экономично и экологично. Со временем мы планомерно сформируем парк техники на природном газе для муниципальных нужд»,— подчеркнул глава города.

Законодательная поддержка

Станислав Леонов отмечает, что в рамках проекта ООО «Газпром газомоторное топливо» по созданию инфраструктуры для газомоторного рынка на территории Краснодарского края компания обратилась в комитет ТЭК регионального заксобрания. Газовики инициировали внесение изменений в региональный закон, регулирующий предоставление юрлицам участков, находящихся в краевой госсобственности. Также было предложено органам исполнительной власти Кубани создать ситуационный центр для участников рынка.

Двадцать четвертого марта депутаты краевого парламента сразу в двух чтениях приняли законопроект, регулирующий предоставление юрлицам участков, находящихся в краевой госсобственности, для реализации крупных инвестпроектов. Речь в документе, в частности, шла об упрощении процедуры выделения земли под строительство газовых заправок, участки будут реализовывать без торгов. По словам председателя комитета ЗСК по вопросам ТЭК, транспорта и дорожного хозяйства Владимира Чепеля, сегодня в России при поддержке органов госвласти ведется масштабная работа по замещению традиционных видов горючего компримированным и сжиженным газом. Одним же из ключевых мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива является создание удобной для потребителя сети заправок. Но для развития соответствующей инфраструктуры крайне важен подбор необходимых земельных участков, которые должны быть расположены в непосредственной близости от крупных транспортных магистралей.

При этом основное условие для размещения сети газовых заправок — возможность получения инвестором земли в аренду без проведения торгов, поскольку они могут растягиваться на срок от трех до девяти месяцев. По мнению авторов законопроекта, предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов тем, кто готов вложиться в строительство газозаправочных станций, станет дополнительным стимулом для бизнеса. Ведь при таких условиях значительно сокращается период оформления прав на землю, гарантируется их получение инвестором и снижаются затраты ввиду отсутствия конкурсных и аукционных процедур.

Земля в помощь

Всего в 2022 году на Кубани планируют построить двадцать объектов инфраструктуры для газомоторной отрасли, в следующем — еще семнадцать. По словам первого замруководителя производственно-экономического департамента НАО «Кубаньгазификация» (организация является структурным подразделением краевого министерства ТЭК и ЖКХ и занимается в том числе подбором земельных участков для инвесторов) Юрия Петрова, есть пять базовых факторов для успешного строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). «Это наличие земельного участка с хорошей локацией и соответствующего вида разрешенного использования, получение технических условий по газу и электроэнергии, возможность организации въезда-выезда и, конечно, наличие средств на реализацию инвестпроекта. Если какое-либо из этих условий выпадает, проект нереализуем. Сегодня в муниципалитетах Кубани подготовлено около двадцати участков под строительство АГНКС»,— рассказал господин Петров.

Он также отметил, что в интересах инвесторов получать земельные участки с уже подготовленными техусловиями, что значительно ускорит реализацию проектов. При этом подготовка необходимых документов абсолютно бесплатна, так что муниципалитетам «это ничего не будет стоить».

В числе первоочередных задач, стоящих сегодня на повестке дня, Юрий Петров также назвал необходимость развития центров по переоборудованию транспорта, налаживания контроля за оборотом и сертификацией газобаллонного оборудования, упрощения порядка регистрации газобаллонного оборудования на автомобилях. Он также указал на меры государственной поддержки, которыми могут пользоваться инвесторы. «Прежде всего это субсидии, предоставляемые как из федерального, так и из краевого бюджетов на строительство АГНКС»,— считает господин Петров.

Первый заместитель руководителя департамента инвестиций и развития МСП Краснодарского края Анастасия Шишмарева рассказала, что при выборе свободного участка инвестором департамент совместно с коллегами из министерства ТЭК и ЖКХ края смотрит в открытых источниках, есть ли доступные мощности для подключения будущего предприятия. Далее, по ее словам, в ручном режиме специалисты отрабатывают с каждой ресурсоснабжающей организацией вопросы подключения к сетям. Предоставив инвестору земельный участок, исполнительные лица департамента в дальнейшем контролируют получение технических условий.

Выгодно, но медленно

Сегодня в России действует программа развития рынка газомоторного топлива. Она предусматривает увеличение его потребления к 2024 году до 2,7 млрд куб. м. в год. На данные цели из федерального бюджета выделяется 19,3 млрд руб. Оператором программы является Минэнерго РФ и Минпромторг РФ.

По словам председателя комитета по промышленной политике и развитию кооперационных связей при ТПП края Константина Анисимова, если посмотреть статистику развития рынка, то за последнее время количество автомобильного транспорта на газомоторном топливе увеличилось не очень сильно. «Чтобы достичь целевых показателей, предусмотренных программой, нам предстоит увеличить парк техники на метане практически в три раза, в два раза — потребление газа в виде топлива. Когда мы спрашиваем представителей транспортных компаний, почему вы не используете газомоторное топливо, ведь это выгодно, получаем ответ: не хватает инфраструктуры. Приходим к тем, кто занимается инфраструктурой, спрашиваем, почему не строите заправки,— нам отвечают: мы готовы, но нам нужны потребители. Наша задача — разорвать этот заколдованный круг»,— сообщил господин Анисимов.

Тем не менее первый заместитель Торгово-промышленной палаты Краснодарского края Егор Робский считает, что тема развития газомоторного рынка вообще для нашей страны и в частности для Кубани актуальна. Большие запасы газа в России, по его словам, способствуют развитию инфраструктуры метанового топлива, которое, помимо прочего, является экологичным.

Для развития отрасли, по мнению господина Робского, необходимо решить несколько принципиальных вопросов: строительства газозаправочной инфраструктуры, развития соответствующих сервисов и производства газомоторного оборудования.

По мнению представителя краевой организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» Георгия Мишулина, для разрешения наболевших вопросов относительно развития рынка газомоторного топлива необходимо рассмотреть в комплексе следующее: является ли массовый перевод транспорта региона на природный газ актуальной и экономически выгодной задачей, есть ли правовые, технико-технологические, финансовые и маркетинговые предпосылки для ее решения в Краснодарском крае, какие есть риски и необходимы ли дополнительные государственные меры поддержки.

Фото: ПАО «Газпром»

Спрос vs предложение

Коммерческий директор компании «РариТЭК Инжиниринг» (занимается производством, сервисом и продажей газомоторной техники в России) Рамиль Ишмаев рассказал, что совместно с администрацией региона производители могут определить перечень техники, которую необходимо перевести на природный газ. Это, по его словам, касается как коммерческих компаний, так и муниципальных. «Составив список, мы сможем определить, в каком формате будет организован сервис на территории региона. Он может оказываться на базе конкретного предприятия, или же наша компания откроет здесь свой филиал, есть еще вариант по открытию франшизы»,— сообщил Рамиль Ишмаев, отметив, что открытие заправочных станций на предприятиях хорошо зарекомендовало себя в автобусных парках европейских стран.

По словам президента Союза транспортников Кубани Ивана Петрова, в Ейске 98% пассажирских автобусов и около 90% такси работают на метане. Причина популярности этого вида топлива в муниципалитете, по его мнению, заключается в том, что там действуют три заправки, предлагающие данный вид топлива. «Никто этих людей не заставлял и не мотивировал дополнительным образом, они сами прекрасно подсчитали свою выгоду. Такие же положительные примеры есть в Армавире и Майкопе. В Армавире две заправки, в Майкопе — три, с учетом небольшой численности населения этих муниципалитетов это неплохой показатель»,— говорит господин Петров.

Производство и реализация природного газа (метана) в качестве моторного топлива — стратегическое направление деятельности ПАО «Газпром». Для системной работы по развитию рынка газомоторного топлива создана специализированная компания — ООО «Газпром газомоторное топливо»

Он уверен, что Краснодар готов переходить на газомоторное топливо, однако здесь расположено всего две метановые заправки. Другой пример — Новороссийск, где из-за отсутствия газовых заправок количество автомобилей, работающих на экологичном и экономном топливе, равно нулю. Недавно такая заправка появилась в поселке Верхнебаканском. Ею, как отмечает Иван Петров, в большей степени сегодня пользуется транзитный транспорт, который раньше не мог добраться до побережья, до Новороссийского порта. Сегодня эта возможность появилась.

«Считаю, что для нас сегодня приоритетной задачей является строительство газозаправочных станций в Краснодаре. Рынок здесь обширный»,— подвел итог диалога руководитель Союза транспортников Кубани.

Георгий Мишулин, резюмируя сказанное на круглом столе, считает, что для полноценного развития газомоторной инфраструктуры в Краснодарском крае необходимо изменить порядок предоставления земельных участков под строительство АГНКС. Также, по его словам, нужно, чтобы участки предлагались инвестору с необходимым пакетом документов, подтверждающих чистоту будущей сделки, а к нему прилагались меры поддержки, принятые в регионе. «Такая земля обрела бы своего потребителя, и отрасль начала бы динамично развиваться в крае»,— считает представитель Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.

Кроме того, участники конференции уверены, что для успешного развития газомоторного рынка необходимо упростить процесс выдачи земельных участков для инвесторов, обеспечить заблаговременное предоставление технических условий на землю, а также инициировать создание единого окна со стороны исполнительной власти региона для участников рынка.


Читайте нас в Telegram

Вся лента