Анна Касьяненко: «Мы стоим на страже продовольственной безопасности страны»
Аграрии Ростовской области приступили к проведению весенних полевых работ в новых экономических условиях. Если сравнивать с прошлым годом, то из-за роста издержек стоимость посевной выросла, однако сельхозпроизводители уверены в своевременном и успешном проведении ярового сева. Генеральный директор СЗАО «СКВО» Анна Касьяненко рассказала о том, как донское предприятие преодолевает сложности, возникшие при подготовке к новому сезону, а также о том, какие меры поддержки нужны для обеспечения продовольственной безопасности.
— На юге началась весенняя посевная кампания. Расскажите о вашей производственной программе. Какими культурами планируется засеять весной?
— В весеннюю посевную кампанию мы сеем кормовые культуры — это кукуруза, горох, яровой ячмень, а также масличные — подсолнечник и лен. Большой объем работы запланирован по кормозаготовке (сенаж и сено), т. к. качественная заготовка собственных кормов поможет нам оптимизировать затраты на покупные компоненты.
— Какие агрономические и технологические подходы используете в рамках весенней посевной? Планируете ли внедрять системы умного земледелия?
— Из нововведений можно отметить то, что часть ранневесенних работ мы выполнили поздней осенью и, как показывает практика и погодные условия, сделали это не зря. Из-за частых осадков выйти в поле на постоянной основе пока не представляется возможным. Но мы радуемся влаге, которая у нас есть сегодня, ведь ее наличие — это залог хорошего урожая. Кроме того, повышается эффективность использования удобрений, применение которых при отсутствии нужного уровня влаги не имеет никакого смысла.
Что касается системы умного земледелия, то планируем ее внедрять, техника сегодня позволяет это сделать. Мы плотно сотрудничаем с научными консультантами, заключены договора на проведение опытных и практических сельхозработ, которые позволят нам применять самые передовые технологии.
— Закупки основных средств производства в сельском хозяйстве происходят заблаговременно, как правило, осенью. Однако не всем удалось избежать весеннего дефицита, в частности, азотных удобрений и СЗР. Какова готовность вашего предприятия к весеннему севу в плане обеспеченности семенами, СЗР, удобрениями, ГСМ, сельхозтехникой и запчастями? Может ли текущая ситуация создать дополнительную нагрузку на себестоимость продукции, насколько вырастет стоимость посевной?
— Цена на некоторые компоненты для посевной кампании выросла от 30% до 100%, соответственно, пропорционально вырастет и ее себестоимость. Если говорить об обеспеченности производства, то мы здесь пошли по стандартной схеме: по запасным частям мы успели, осенью провели дефектовку, закупили детали. Затем в течение зимы и в соответствии с графиками поочередно отпускали людей в заслуженные отпуска или задействовали в ремонте техники.
Также мы успели приобрести и удобрения. Сегодня на рынке дефицита нет: осенью был, но после введения государственного регулирования проблема была устранена. Пока не планировали приобретение удобрений на осень, посмотрим, как будет складываться экономическая ситуация в целом.
Наблюдаются определенные перебои в поставках посевного материала, изменения цен происходят в онлайн-режиме. И ситуация на рынке в данный момент складывается таким образом, что уже считается хорошо, если нас вообще обеспечивают тем, что необходимо, несмотря на повышение стоимости.
Кроме этого сейчас полностью меняется структура платежей. Если ранее поставщики работали на условиях частичной предоплаты или 100-процентной отсрочки платежа и нам предоставляли товарный кредит на срок от 6 до 9 месяцев, то сегодня наши надежные партнеры, с которыми мы давно работаем, максимум могут дать отсрочку на 2 недели (мы в любом случае вносим предоплату и потом можем отложить платеж, но только на этот срок).
Также некоторые непорядочные отечественные производители позволяют себе отказываться от исполнения своих обязательств в одностороннем порядке, повышать цену на уже законтрактованный объем, ссылаясь на несуществующие в нашей стране на сегодняшний день форс-мажорные обстоятельства.
На мой взгляд, это неправильно, и мы пересматриваем алгоритмы работы с такими контрагентами. Нужно понимать, что сегодня на рынке трудно всем и мы все нужны друг другу: сельхозтоваропроизводители, производители и поставщики удобрений и средств защиты растений, поставщики запасных частей и материалов. Все вместе мы делаем одно общее дело — стоим на страже продовольственной безопасности страны. Сегодняшняя экономическая ситуация в целом показывает, как важно оставаться людьми.
Если говорить в целом о посевной кампании этого года, то ее себестоимость существенно вырастет. Но тем не менее она состоится.
— Сегодня многие аграрии столкнулись с недостатком оборотных средств для посевной кампании. Многие банки из-за санкционного давления пока еще не открывали лимиты на оборотное кредитование. Насколько зависит проведение весеннего сева от внешнего финансирования, участвуете ли вы в программе кредитования «1528» (названа по постановлению правительства № 1528)?
— Действительно, дефицит оборотных средств на сегодняшний день — это основная проблема, которая может быть у сельхозтоваропроизводителей.
У всех есть сотрудники, которые работают, контрактные обязательства, поэтому потребность в оборотных средствах огромная. Также есть проблема со сбытом продукции. Некоторые компании из-за того, что было введено квотирование, держали урожай до весны в надежде на изменения и сегодня столкнулись с невозможностью его продать. Закрыты азовские порты, и есть возможность реализации только через г. Новороссийск, который тоже не был готов к такому потоку.
Мы участвуем в программе кредитования, но только сейчас начались подвижки. А до этого в связи ростом ключевой ставки и ограничениями на финансовом рынке, банки даже не принимали заявки.
Также изначально банками нам озвучивались нереальные и далеко не рыночные условия кредитования, однако сегодня, после подписания лимита, начался прием заявок.
То, что раньше было обыденностью для сельхозников, сегодня переходит в разряд экзотики и излишеств (например, применение подкормки и стимуляторов роста для растений). Это происходит из-за неопределенности цен на рынке, установки ограничений. Также на всех сельхозтоваропроизводителей ложится негативный экономический эффект, связанный с регулированием цен для конечного потребителя. Потому что цены регулируются для магазинов, магазины ретранслируют пределы переработчикам, ну а переработчики в итоге перекладывают «груз» на сельхозтоваропроизводителей.
У нас растет потребность в оборотных средствах, вызванная колоссальным ростом цен на материальные ресурсы. Но, кроме того, нам очень важно сегодня не допустить снижения заработных плат и сохранить объемы производства и реализации.
По сути, и то, и другое обеспечивается оборотными средствами. Мы платим заработную плату и приобретаем ресурсы за счет оборотных средств, а восполняем их за счет выручки от продаж.
А уже сейчас от покупателей сельскохозяйственной продукции на рынке условия поставлены таким образом: или у нас берут по нерентабельным для нас ценам, или не берут вообще. Это, на наш взгляд, является спекулятивной ситуацией, в которой необходима помощь государства в компенсации недополученной выручки, чтобы с одной стороны помочь переработчикам производить и поставлять на рынок продукцию без существенного роста цен, с другой — помочь нам, сельхозтоваропроизводителям, сохранить рабочие места, заработную плату, объемы производства.
— В связи с внешними санкциями, наложенными на РФ, Центробанк РФ повысил ключевую ставку с 9,5% до 20%, введены ограничения на валютные транзакции. В то же время федеральные и региональные власти ввели первые меры поддержки АПК, включая растениеводство (кредитные каникулы, льготные кредиты). Корректируете ли планы по инвестиционной программе, внедрению инновационных технологий, социальной поддержке на сельской территории?
— В той экономической ситуации, которая сейчас происходит с ежедневным ростом цен на все, инвестиционная программа пока будет заморожена. Мы реализуем и закончим те проекты, которые сегодня находятся на стадии завершения (на этапе монтажа оборудования и запуска), но новые реализовывать пока не будем.
Сейчас главное — сохранить то, что у нас есть, не потерять ни в качестве, ни в объеме. Что касается социальной поддержки сельских территорий, то для нас это основной пункт, который необходимо максимально сохранить. Ведь сохранение производства — это нагрузка, которая ложится в первую очередь на людей. Наша приоритетная задача — сохранить рабочие места и заработную плату. Надеемся, что нам не придется все это снижать, мы не можем оставить наших людей без защиты в сегодняшней экономической ситуации, когда стоимость всех групп товаров растет (в частности, тех же лекарственных препаратов и продуктов).
— По оценкам экспертов, из-за роста издержек, заложенных в цене средств защиты растений (СЗР), себестоимость возделывания в сезоне 2022/2023 озимой и яровой пшеницы вырастет на 40%, сои — на 20%, сахарной свеклы — более чем на 40%. В связи с зависимостью от импортных семян (масличные, сахарная свекла, кукуруза) ожидается, что в 2022 году рост цен на зарубежные гибриды составит 10-15%. Сельхозтехника, скорее всего, также прибавит в цене. Вполне вероятно, что эта производственная инфляция будет переложена в конечную цену вашей продукции. Из чего складывается экономика растениеводства и животноводства на вашем предприятии сейчас?
— Сегодня мы наблюдаем повышение цен на семена и на 30%, а на некоторые гибриды и на 50%. В настоящее время экономики нет. Каждый экономист знает, что экономика должна быть экономной, но сегодня у нас экономика выживания. И в первую очередь мы должны сохранить объемы производства, хотя что-то в мясном направлении, скорее всего, будем пересматривать. Сложно ответить сейчас на вопрос, какая будет осенняя посевная кампания. Потому что, если говорить о весенней посевной кампании, к ней так или иначе уже подготовились. Но говорить о том, что будет с урожаем 2023 года, пока невозможно.
Если смотреть глобально, урожай однозначно будет, продукция будет, а вот что будет с ценой, предсказать сложно. Если бы не было регулирования цен, то производить было бы гораздо проще.
Нам нужен месяц-другой, чтобы понять, к чему мы идем и как это все будет выглядеть. Сейчас абсолютно все меры, которые предпринимаются хозяйствующими субъектами, это меры экстренного реагирования. И наша задача не поддаваться панике, расставить для себя приоритеты, что для нас в данный момент важнее всего.
Мы всегда для себя берем пессимистичный вариант бюджета, решаем, что нам нужно сделать, чтобы в него уложиться, и, если в результате появляются свободные бонусы, радуемся тому, что в дальнейшем сможем пустить их на инвестиции.
— Сегодня многие говорят о высокой зависимости от импортного оборудования и технологий. Планируете ли вы разработать план по импортозамещению продукции или переориентации на решения из стран Восточной Азии в случае отказа от поставок из ЕС и США?
— На сегодняшний день наша стратегия, которой мы придерживались последние годы в СЗАО «СКВО», позволила нам полностью обновить, расширить и заменить парк техники, поэтому потребности в машинах, которые нужны были бы для производства срочно, в настоящий момент нет. Мы сможем работать с тем, что есть.
Что касается запчастей, то на рынке и раньше было много неоригинальных деталей. И к тому же скоро китайские коллеги могут зайти на рынок. Что касается переориентации на азиатский рынок, пока мы не изучали их полнокомплектную технику — не было необходимости. Будем решать проблемы по мере их поступления. И как только необходимость появится, начнем прорабатывать варианты.
Сейчас больше удивляет работа некоторых российских компаний, которые отказываются от поставок наших отечественных машин, причем даже полностью оплаченных, ссылаясь при этом на изменения курсов валют и «положение», которого нет у нас в стране. Такое поведение недобросовестных поставщиков сеет панику на рынке. Надеемся, что отечественные регуляторы, которые должны отслеживать и выявлять такие ситуации, примут соответствующие меры.
— Ключевые направления развития предприятия вы связываете с животноводством. Следующим этапом для вашего хозяйства должны стать получение племенного статуса и, соответственно, реализация племенных животных. Будет ли принято решение по этому направлению в 2022 году?
— Да, мы планируем в 2022-2023 году получить племенной статус. Однако на сегодняшний день получение данного статуса не является приоритетной задачей, на первом месте — организация и обеспечение основного производства.
— Внесенный в Госдуму законопроект об отмене системы «Платон» в случае принятия позволит удешевить логистику. Ряд экспертов предлагают временно приостановить системы прослеживаемости продовольственного сырья («Меркурий», «Честный знак»). А какие меры поддержки нужны именно вашему предприятию?
— Я бы не останавливала систему прослеживания продовольственного сырья, потому что это безопасность. Для нас ничего не поменяется, мы как сельхозтоваропроизводители дорожим своей репутацией, но есть участники рынка, для кого это необходимые условия, и только так можно заставить людей соблюдать элементарные правила, требования закона и здравого смысла.
Я не уверена, что можно существенно удешевить логистику отменой системы «Платон» (хорошо, конечно, если это произойдет). С учетом роста цен на запасные части, который сегодня мы уже наблюдаем, этим в лучшем случае можно только замедлить рост.
Нам очень нужны дополнительные меры поддержки в другой ситуации: мы просим компенсировать нам дефицит оборотных средств, который сегодня происходит на рынке. Мы ограничены квотами на реализацию пшеницы, ограничены регулированием цен на продукты переработки. И мы ограничены регулированием цен на мясо. И все это регулирование ложится на сельхозтоваропроизводителей. У нас нет переработки молока, мы производим сырое молоко, которое продаем по сниженным ценам, но при этом нам нужно не меньше средств, чтобы его произвести. То же самое по пшенице и по мясу.
Если раньше еще можно было поддерживать животноводство частично за счет растениеводства, то сегодня, напротив, растениеводство при нынешних требованиях со стороны поставщиков удобрений и СЗР полностью съедает те оборотные средства, которые дает в моменте животноводство. Становится достаточно сложно производить продовольственные продукты.
— Какие решения для сохранения количественных и экономических показателей необходимы в каждом из направлений СЗАО «СКВО», чтобы продолжить работать на обеспечение продовольственной безопасности страны? Есть ли зоны для сокращения издержек?
— Что касается растениеводства, мы отказываемся от дополнительных излишеств, сокращаем то, что возможно, и оставляем только необходимые удобрения и средства защиты, которые нужны для получения урожая. Если раньше мы существенно вкладывались в пшеницу и производили 3-й класс, а в последние годы практически 2-й класс, благодаря нашим технологиям, то сегодня мы приняли решение отказаться от производства такой пшеницы. Кроме того, на рынке сложилась ситуация, когда не важно, что ты продаешь и какого качества — цена одинаковая. Такие моменты уже происходили, но сейчас нам необходимо оптимизироваться, и по кормам в том числе. Впрочем, с кормами сложнее — это здоровье животных, здесь мы не можем потерять в качестве ни в коем случае.
По мясу, если говорить о свинокомплексе, то это производство, которое давно идет в лучшем случае в ноль. Тут задача состоит в первую очередь в продовольственной безопасности и сохранении рабочих мест. Но если в будущем цена на рынке не будет перекрывать себестоимость и потянет в минус, будем принимать решение, что с этим делать. А пока мы оптимизируемся по всем направлениям, чтобы сохранить существующие показатели.