«Тогда марку из BMW переименовали в EMW»
Дмитрий Гронский — об автомобильном «нейминге» в России
За последние недели в Федеральную службу по интеллектуальной собственности поступило немало заявок от предпринимателей, которые хотели бы, скажем так, переосмыслить и названия, и бизнес зарубежных компаний, которые решили приостановить свою деятельность на российском рынке, а то и вовсе его покинуть. И это не только уже успевшая стать хрестоматийной «Идея», повторяющая начертание и цвета логотипа IKEA, вызывают интерес и автомобильные бренды, такие, например, как Audi или BMW.
Вообще с автомобильным «неймингом» у нас в стране и раньше происходило немало любопытных историй. Вот лишь несколько. Может, кому-то из предприимчивых пригодится.
Еще до революции в России было создано и активно рекламировалось акционерное общество «Русский Рено». Правда, заводы по выпуску грузовиков в Петрограде и Рыбинске построить так и не успели.
Эмблема ГАЗ в 30-е годы была по сути переосмысленной эмблемой компании Ford, в партнерстве с которой был построен завод в Нижнем Новгороде. А поскольку в ГАЗ на одну букву меньше, чем Ford, хватило места для серпов и молотов справа и слева.
Наконец, в послевоенные годы один из заводов BMW оказался в советской зоне оккупации, в городе Эйзенах (земля Тюрингия). Поскольку в отличие от баварских производств эта площадка практически не пострадала, уже в 1945 году нашим удалось наладить выпуск машин из уцелевших довоенных комплектов.
В 1947 году предприятие вошло в состав совместного советско-восточногерманского АО «Автовело» и была разработана новая оригинальная модель, получившая название BMW 340. Западные хозяева марки возмутились происходящим только в 1949 году. Но проблеме быстро было найдено изящное решение: марку из BMW переименовали в EMW, воспользовавшись первой буквой от немецкого написания города Эйзенах. А логотип вместо бело-голубого, хорошо нам известного и по сей день, просто стал красно-белым. Марка успешно просуществовала до 1955 года, успев выпустить около 30 тыс. автомобилей.