Самолеты оторвались от доллара
Согласятся ли зарубежные компании принимать платежи в рублях
Россия переводит на расчеты в рублях покупку и лизинг иностранных самолетов. Указ подписал президент Владимир Путин. Предполагается, что отечественные авиакомпании смогут рассчитываться перед партнерами из недружественных государств в российской валюте. Нововведение касается не только покупки, аренды и лизинга воздушных судов, но и вспомогательных силовых установок и авиадвигателей. Предполагается, что оплата будет проходить через счета, открытые в российских банках.
Согласятся ли иностранные компании на новую схему расчета? Главный редактор медиапортала «Федерация лизинга» Алексей Екимовский допускает, что в каких-то случаях зарубежный бизнес будет готов принимать в качестве оплаты рубли: «Фактически лизинговые договоры таким образом с российской стороны не прекращаются, то есть их может расторгнуть лизингодатель в одностороннем порядке, и тогда они будут выплачивать штраф. А вот вопрос оплаты и валюты расчета — это предмет для переговоров между сторонами контракта.
Поэтому у лизингодателей все-таки есть возможность сохранить этот контракт, получать деньги, пусть и в рублях, но по какому-то более или менее справедливому курсу. Либо просто попадать на штрафные санкции, на возврат бортов, которые очень сложно будет забрать физически и потом куда-то их пристроить после того, как уже фактически сменили реестр поддержания летной годности. Если вы помните, не так давно самолеты начали переходить в российский реестр».
Однако в перспективе иностранные лизингодатели и продавцы авиатехники, вероятно, откажутся вести расчеты в рублях, предполагает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков.
Все это грозит обернуться масштабными проблемами для отрасли, в том числе и авариями: «Российские авиакомпании отрежут от возможности закупать авиационную технику за рубежом. Большинство иностранных поставщиков будут либо отказываться применять данную схему работы с клиентами в России, либо будут закладывать в стоимость техники и оборудования настолько большую премиальную составляющую, которая должна будет покрывать и курсовые колебания, и другие риски, что такая закупка станет невыгодна нашим компаниям.
Данные по взаиморасчетам конфиденциальны, но очевидно, что сейчас все находятся в шоковом состоянии. Несмотря на то, что прошел месяц после начала спецоперации, многие вопросы не то что не решены, а погружаются в еще большую неопределенность из-за таких вот как раз мер, которые меняют правила игры. Проблемы с ремонтом и техобслуживанием воздушных судов серьезны. Техника требует постоянной диагностики, контроля, замены оборудования. Срок эксплуатации самолета обычно исчисляется несколькими десятками лет, и гипотетически он может летать и 10, и 20, и, может быть, даже 30 лет, но фактически без регулярного контроля это делать крайне опасно».
31 марта Владимир Путин потребовал к началу лета утвердить комплексную программу развития российской авиатранспортной отрасли до 2030 года. Кроме того, президент поручил компенсировать аэропортам на юге и западе страны расходы на период простоя из-за ограничения перелетов.