«Ничего не осталось, города нет»
Татарстан принял беженцев из Донбасса
В Татарстан 1 апреля прибыли вынужденные переселенцы из Донбасса — всего 502 человека, в основном женщины. Их встретили на перронах сотрудники МЧС и волонтеры. Разместили в гостиницах и санаториях Казани и Набережных Челнов. Сколько они пробудут в республике — об этом власти не знают, но готовы оказать помощь в трудоустройстве. Журналистам вынужденные переселенцы заявили, что пока не планируют возвращаться, поскольку их город Мариуполь «разбомблен».
В пятницу около 23:00 на железнодорожный вокзал Казань-1 приехал поезд с беженцами из Донбасса. Как сообщил журналистам первый вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин, всего прибыло 502 человека «из районов Республики Украины», а также «ЛНР и ДНР» (Луганская и Донецкая народные республики, независимость которых признала Россия). Конкретные города господин Нигматуллин не назвал, лишь уточнив, что беженцы «грузились в Таганроге» Ростовской области РФ (находится вблизи границы с ДНР).
Напомним, что Татарстан был готов принять беженцев из Донбасса еще в феврале, когда 21 февраля 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о признании двух республик (сами ЛНР и ДНР провозгласили свою независимость еще в 2014 году). Ожидалось, что поезд приедет в Казань 23 февраля. К этому времени был создан специальный оперативный штаб при правительстве республике во главе с господином Нигматуллиным, подготовлены места для их размещения. Однако в назначенное время поезд так и не прибыл. Новая дата стала известна журналистам лишь в четверг.
На перроне вокзала беженцев встретили сотрудники МЧС и волонтеры. Присутствовал лично министр ЧС Татарстана Рафис Хабибуллин. Также правительство, помимо господина Нигматуллина, представляла министр труда, занятости и социальной защиты Эльмира Зарипова. Семьи переселенцев сопровождали до автобусов, которые были припаркованы на привокзальной площади. Инвалидов (12 человек) подвозили на колясках. Половину прибывших составили женщины, также были 99 детей и 168 мужчин, сообщил господин Нигматуллин. Вещей у беженцев было не так много, но волонтеры и чиновники помогали нести им сумки. Некоторые привезли собой питомцев – одна дама прижимала к себе собачку породы чихуахуа. Дети несли игрушки.
По словам первого вице-премьера, беженцев направили «во временные пункты размещения» — санатории «Санта» (Лаишевский район), «Васильевский» (Зеленодольский район) и «Жемчужина» (Набережные Челны). В субботу власти Набережных Челнов сообщили, что приняли 297 человек, в том числе в «Жемчужине» и гостинице «КамАЗжилбыт».
Рустам Нигматуллин уточнил, что у переселенцев будет «все необходимое, включая продукты питания, предметы первой необходимости». «На месте будет оказана медицинская помощь всем тем, кому она необходима»,— сказал чиновник. По данным мэрии Набережных Челнов, «необходимости в одежде и предметах личной гигиены нет». Тем не менее городские власти открыли специальный «расчетный счет» в Акибанке для «материальной помощи вынужденным переселенцам с Украины». По словам главы МЧС Рафиса Хабибуллина, с беженцами также будут работать психологи.
Власти Татарстана обещают предложить вынужденным переселенцам работу, а детей устроить в школы. Все прибывшие получат выплаты на карту «Мир» по 10 тыс. руб. Какие-то иные пособия из бюджета региона переселенцам пока не предусмотрены, сообщила «Ъ» Эльмира Зарипова. По словам Рустама Нигматуллина, содержание беженцев оплачивает федеральный бюджет, однако конкретной цифры расходов он не назвал. «Если что не хватит, добавим»,— заверил он.
В правительстве республики не исключают, что в Татарстан могут приехать большее количество переселенцев с Украины, ЛНР и ДНР. «Сколько проживать будут здесь, мы пока не знаем. Пребывание будет до тех пор, пока будут прибывать»,— сказал Рустам Нигматуллин.
Журналистов близко к беженцам не подпустили. Часть перрона, куда подъехал поезд, была огорожена от прессы металлическим забором. Кордоны также установили рядом с автобусами, куда сажали беженцев, чтобы потом отправить в санатории. Желающих общаться с журналистами через забор оказалось не так много. Однако почти все сказали, что приехали в Казань из Мариуполя (до начала военной спецоперации РФ находился под контролем украинских властей). На сайте мэрии Набережных Челнов также сказано, что «прибыли граждане, вынужденно покинувшие город Мариуполь».
«Была эвакуация. Сейчас, главное, добраться до места назначения и отдохнуть»,— сказала Наталья Болотова из Мариуполя. Она сообщила, что ее родители остались в ДНР, но находятся «в безопасности». Она рада гостеприимству властей РФ и Татарстана. «Кормили, поили, все замечательно»,— рассказала она о том, как прошла дорога. По ее словам, в Казани беженцам обещали «жилье, тепло, кров, деньги — все хорошо». Но раньше о Татарстане, призналась она, ничего не слышала.
Возвращаться обратно госпожа Болотова пока не планирует, потому что «нет условий». «Город разбомлен»,— констатировала она. На вопрос журналистов, что «у вас там происходит», она ответила: «Украинская армия нас выбивает».
— Вернуться планируете? — спросили журналисты пожилую пару.
— Пока не знаем,— одновременно ответили они, продолжая идти в сторону автобуса вместе с другими беженцами.
— А что у вас там осталось?
Мужчина остановился и повернулся к журналистам, которые стояли за металлическим ограждением:
— Ничего не осталось. Города нет.