«Ситимобил» оставляет город «Яндексу»
Петербургские таксисты ждут прихода нового конкурента-агрегатора на рынке перевозок
В конце недели «Ситимобил», актив VK и «Сбера», разослал в таксопарки, которые являются официальными партнерами компании по предоставлению машин, сообщения о прекращении деятельности. По оценкам экспертов, на агрегатор приходилось до 30% петербургского рынка перевозок. Петербургские владельцы таксомоторных компаний готовятся переходить на агрегатор «Яндекс», но видят в нем риски. Эксперты признают, что рынок, по сути, будет монополизирован, если не придут новые игроки.
До 15 апреля через агрегатор «Ситимобил» можно заказывать такси. При этом офисы компании и «Дома такси» уже закрыты. С середины месяца приложение для пассажиров станет недоступным. Однако для водителей агрегатор продолжит работать, чтобы успеть решить все финансовые вопросы, в том числе вывести средства с баланса. В течение месяца компания закроет все обязательства перед сотрудниками и партнерами, говорится в сообщении «Ситимобил».
В таксопарки — официальным партнерам «Ситимобил» уведомления о прекращении работы поступили в конце прошлой недели. Опрошенные «Ъ-СПб» владельцы таксомоторных компаний в Санкт-Петербурге готовятся к переходу к главному конкуренту — «Яндексу».
В Санкт-Петербурге «Ситимобил» начал работать с 2019 года. На сегодняшний день, по мнению экспертов, охват компании составляет около 30% от всех заказов. Согласно данным сайта, в городе у агрегатора восемь партнеров-таксопарков. В целом за прошлый год пользователи «Ситимобил» совершили почти 200 млн поездок более чем в 80 городах присутствия, а оборот компании по итогам 2021 года превысил 54 млрд рублей, говорится в отчетности.
Какое количество машин было задействовано в Санкт-Петербурге, в пресс-службе компании не прокомментировали. По словам представителей таксопарков, в каждом около 100 машин, работающих с «Ситимобилом». Также есть водители, которые осуществляли перевозку как ИП или самозанятые.
«Естественно, с уходом "Ситимобила" мы многое потеряем. Мы работаем с агрегатором давно. В Санкт-Петербурге у нас задействовано около 100 машин, в Краснодаре — 150, в Сочи — более 100. Агрегатор был удобен, кроме того, в крупных городах были представлены "Дома такси", куда водитель мог приехать и уладить все вопросы. В других компаниях такого нет. У водителей была оформлена оферта, по которой они выполняли заказы, с 15-го числа сотрудничество закончится. Будем налаживать связь с "Яндексом". Однако там есть риски»,— пояснил представитель компании «Зеленый парк».
Председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов пояснил, что водители опасаются при переходе на другие агрегаторы снижения доплат водителям, так как будет большой поток тех, кто перейдет из «Ситимобила».
«После ухода "Ситимобила" как основного второго игрока "Яндекс" становится монополистом с охватом около 90% всех заказов в Санкт-Петербурге. В городах-миллионниках ситуация обстоит лучше: 20% оттягивают на себя региональные такси. Есть риски увеличения стоимости поездки, ведь низкую планку для пассажира давала конкуренция. Для водителей присутствует риск снижения доплат. С конца февраля мы почувствовали падение спроса на такси, в некоторых регионах до 30%. При этом количество водителей увеличивается»,— поясняет Олег Амосов.
Однако эксперты не исключают прихода новых игроков как российских, так и азиатских агрегаторов. Сейчас на рынке присутствуют Maxim, inDriver, «Таксовичкоф».
«Говорить о сильном росте цен не приходится. Более мелкие компании будут перебивать его, предлагая гражданам воспользоваться их такси. Самокаты — тоже направление востребованное, и они возьмут на себя часть спроса. Что касается водителей, то в большей мере они работали на разные компании, поэтому смогут перераспределить мощности. Ведь общий объем поездок не сократится. Спрос останется такой же. Изменится предложение»,— считает доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова Мария Ермилова.
Она отметила, что остается удобный сервис каршеринга «Ситидрайв», который входит в топ-3 по размеру автопарка с количеством авто до 7 тыс. «Шеринг позволит сдавать в аренду автомобили, которыми можно будет пользоваться в перевозках. Управление этими процессами намного проще, чем агрегатором полностью. Здесь достаточно иметь небольшую команду, которая будет этим заниматься. Однако есть вероятность, что это может стать не столь востребованным. Хотя "Ситимобил" и занял в отдельных регионах до 30% рынка. Освободившийся после него сегмент быстро будет занят»,— комментирует госпожа Ермилова.