Непроработанный ресурс
Детям с аутизмом обещали школы, но дали не всем
На прошлой неделе на канале НТВ вышел сюжет, что в Петербурге с сентября откроется семь ресурсных классов для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). У родителей появилось желание подать туда документы, однако номера школ им никто не назвал, хотя прием начинался 1 апреля. На следующий день комитет по образованию опубликовал список школ, но минимум в одной из них создавать класс уже передумали. Чиновники от образования говорят, что районные администрации знают всех детей, кто нуждается в ресурсном классе, а если они не учтены, то это либо единичный случай, связанный с переездом, либо у ребенка другой диагноз, он не подходит, а родители «пытаются проскочить».
Родители будущих особенных школьников обратили внимание на сюжет телеканала НТВ о том, что в Петербурге к 22 существующим ресурсным классам прибавятся еще семь — на базе школ семи районов. Родители задались вопросом, где эти классы, но ответ получить не могли до 31 марта — только тогда комитет по образованию дал о них информацию.
На данный момент «Ъ-СПб» точно известно о трех школах, которые откроют классы: школа № 154 Приморского района (информация размещена на сайте), школа № 354 Невского района (информацию подтвердили по телефону) и школа № 490 Красногвардейского района (подтвердили родители). Одновременно с тем достоверно известно, что минимум одна школа из списка комитета по образованию на самом деле класс не откроет. «В Невском районе в школе № 689 ресурсный класс планировался, но сейчас идет обсуждение другой школы, поскольку в этой сформировать класс не получается: родители выбирают другие образовательные организации. Пока набирается двое-трое детей — они могут быть интегрированы в обычный класс как инклюзивный»,— сообщила «Ъ-СПб» ответственный за образование вице-губернатор Ирина Потехина.
«Я была на собрании — директор ничего не знает. В отделе образования района тоже ничего подтвердить не смогли, потому что на месте не было начальника. Если нас не примут, то остается только коррекционная школа»,— рассказала мать ребенка с РАС Анна, которую обнадежил пост комитета по образованию. Также в школе № 184 Калининского района родителей предупредили, что, скорее всего, на будущий учебный год класс пока не появится. В администрации района, как и в школе, не ответили на звонки «Ъ-СПб». В остальных учебных заведениях также не ответили на звонки, а на сайтах, по состоянию на вечер пятницы 1 апреля, информации не имелось.
Как отметила директор АНО «Центр социальных инклюзивных проектов "Элеос"» Наталья Денисова, подобные изменения на лету — не единственная проблема для родителей детей с РАС в части приема в школу. «Когда ресурсный класс открывается в школе, то районные отделы требуют наличие обязательной регистрации в районе. Это первая проблема, с учетом того, что не во всех районах есть места. Кроме того, районные отделы образования занимаются "отбором" детей в ресурсные классы, полагая детей с аутизмом и сопутствующими осложнениями "недостойными" инклюзии»,— поясняет она, добавляя, что детям с РАС с разной степенью развития полагаются разные учебные программы.
«Есть ситуации, когда родителям неудобно ездить в предложенные школы или когда в школе физически нет возможности открыть ресурсный класс. Мы пока живем в условиях дефицита мест, несмотря на беспрецедентные темпы строительства новых школ. Но чтобы родители не знали, куда податься,— это странно»,— говорит госпожа Потехина, предполагая, что случаи неучтенных районными администрациями детей с РАС единичные: большинство родителей начинают заблаговременную подготовку к школе и в районах об этих детях знают еще с детского сада.
Одна из родителей (пожелала остаться анонимной, так как работает в госструктуре) говорит, что «мамы ходят на приемы в районные отделы образования, но там не выполняют просьб. Поэтому также дети могут быть не учтены.