«Авторитет» не узнал свой статус
В Новосибирске вынесен приговор по делу о занятии высшего положения в преступной иерархии
В Новосибирске завершился суд над криминальным «авторитетом» Баем-Али Солтахановым (Бай). По материалам дела, он являлся ставленником известного вора в законе Ахмеда Шалинского и отвечал за пополнение общака, разрешение споров между противостоящими группировками, сохранение и продвижение уголовных традиций. По статье УК о занятии высшего положения в преступной иерархии Бая-Али Солтаханова приговорили к восьми с половиной годам колонии особого режима. Сам осужденный назвал несправедливыми выводы следствия и решение суда.
Новосибирский областной суд рассмотрел уголовное дело одного из лидеров местной криминальной среды, 37-летнего Бая-Али Солтаханова. Первую судимость Бай получил в 2006 году. Верховный суд Чечни признал его виновным по ст. 209 УК РФ (бандитизм) и ст. 162 УК РФ (разбой) и приговорил к 13 годам лишения свободы. По версии силовиков, Бай входил в банду, насчитывавшую полтора десятка участников, которая занималась разбоями на Северном Кавказе. Местом отбывания наказания ему была определена исправительная колония №14 строгого режима, расположенная в городе Тогучин Новосибирской области.
В 2018 году Бай вышел на свободу. Согласно оперативной информации, по поручению кавказских криминальных кланов он остался в Новосибирске.
Бай объездил все соседние регионы, чтобы познакомиться с лидерами местного криминалитета. Один из воров в законе даже пригласил его на свадьбу дочери.
В 2020 году после смерти новосибирского «авторитета» Зверя, умершего от передозировки наркотиков, вор в законе Ахмед Шалинский предложил Бая на роль положенца (представляет лидеров преступного мира на конкретной территории) по Новосибирской области. Кандидатуру поддержали участники сходки, которая проходила в онлайн-режиме по Skype.
В конце 2020 года «авторитетом» вновь заинтересовались сотрудники правоохранительных органов. Для разработки Бая была создана межведомственная группа, в которую вошли представители региональных управлений МВД, ФСБ, ФСИН и Росгвардии. Силовики получили санкцию суда на прослушивание телефонов Бая. Собрав достаточно, по их мнению, доказательств, правоохранители приняли решение о задержании Бая-Али Солтаханова. По решению суда его заключили под стражу. Следователи ГУ МВД России по Новосибирской области предъявили ему обвинение по ст. 210.1 УК РФ (занятие высшего положения в преступной иерархии, максимальное наказание по ней — до 15 лет заключения).
В материалах дела указывается, что «авторитет» являлся координирующим звеном в преступной иерархии региона, распределял сферы влияния в уголовно-преступной среде, назначал и утверждал своим решением «смотрящих» за колониями, следил за соблюдением ими сложившихся криминальных традиций, курировал обстановку в исправительных учреждениях и накопление общака. Согласно материалам дела, он установил лимит поступления средств из колоний в воровскую казну.
Бай-Али Солтаханов заявлял о несостоятельности обвинения.
Его близкие отмечали, что раз он имеет семью и воспитывает детей, то это противоречит преступным традициям.
Согласно им, чтобы построить криминальную карьеру, необходимо среди прочего отказаться от семейных уз, поскольку это может стать серьезным инструментом воздействия на «авторитета».
Летом прошло года дело поступило в облсуд. В целях безопасности участников процесса слушания проходили в закрытом режиме. Со стороны обвинения выступили несколько десятков свидетелей, в том числе восемь засекреченных. Показания они давали из тайной комнаты, их голоса были изменены при помощи специальной компьютерной программы. Как рассказала «Ъ-Сибирь» прокурор отдела гособвинителей прокуратуры региона Мария Шеин, гособвинение предложило назначить подсудимому 11 лет в колонии особого режима. Защита настаивала на оправдании.
В понедельник по делу был вынесен приговор. Судья Иван Шайфлер огласил только вводную и резолютивную части решения. Он назначил «авторитету» восемь с половиной лет лишения свободы в колонии особого режима и один год ограничения свободы. Приговор Бай выслушал спокойно, назвав выводы суда и следствия несправедливым. Защита заявила, что подаст апелляционную жалобу на судебное решение.