Общество с безграничной ответственностью
Дело об экстремистском сообществе Алексея Навального прирастает новыми фигурантами
Мещанский суд Москвы в понедельник продлил до 9 июня арест экс-координатора уфимского штаба Алексея Навального (сеть штабов признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) Лилии Чанышевой, находящейся в СИЗО с ноября 2021 года. Активистка, обвиняемая в руководстве экстремистской организацией, стала первой арестованной по этому делу, хотя изначально не значилась среди его фигурантов. Между тем в деле появляются все новые подозреваемые из числа экс-сотрудников структур господина Навального, оставшихся в России. Защитник госпожи Чанышевой не исключает, что дело передадут в суд уже летом, разбив на несколько эпизодов по числу обвиняемых.
Лилия Чанышева — единственный фигурант дела об экстремистском сообществе, находящийся в СИЗО. Как рассказал «Ъ» ее адвокат Даниил Берман, при рассмотрении апелляции на предыдущее продление ареста прокурор настаивала, что выпустить активистку из СИЗО не позволяет «политическая обстановка», и в этот раз аргументы были примерно теми же. Среди особенностей заседания защитник назвал недопуск слушателей на начало процесса и пропуск стадии ходатайств сторон. Госпожа Чанышева, по словам адвоката, настаивала на своей невиновности и отсутствии в ее действиях состава преступления. Она также напомнила, что выезжала за границу уже после признания структур Алексея Навального экстремистскими и вернулась обратно. «Она сказала, что у нее нет мотивации сбегать, а уничтожить доказательства и оказать давление на свидетелей она не может,— отметил господин Берман.— Выступила хорошо, но результат понятный: продлили до 9 июня содержание под стражей. На это постановление защита подаст апелляционную жалобу».
Как ранее сообщал «Ъ», несколько дел по «экстремистским» статьям против Алексея Навального и его сторонников следствие возбудило в августе—сентябре 2021 года, сразу после того, как суд запретил структуры оппозиционера за экстремизм. Тогда появились дела об организации экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК, до десяти лет колонии), участии в нем (ч. 2 ст. 282.1 УК, до шести лет) и финансировании его деятельности (ч. 1 ст. 282.3 УК, до восьми лет), дело по так называемой сектантской статье — о создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ч. 2 ст. 239 УК, до трех лет лишения свободы), а также об участии и пропаганде ее деятельности (ч. 3 ст. 239 УК, до двух лет).
Изначально в числе подозреваемых по этим делам СКР называл либо уже покинувших Россию, либо осужденных оппозиционеров.
В конце 2021 года начались обыски, задержания и аресты бывших координаторов штабов, которые остались в России. Лилию Чанышеву поместили в СИЗО, Захару Сарапулову (Иркутск), Ксении Фадеевой (Томск) и Вадиму Останину (Барнаул) назначили запрет определенных действий, статус Егора Бутакова (Архангельск) неизвестен. На прошлой неделе силовики снова взялись за Архангельск и провели серию обысков у местных журналистов и активистов, в том числе у еще одного бывшего координатора штаба Елизаветы Бычковой и экс-волонтерки Ольги Школиной. Им присвоен статус подозреваемых, и взята подписка о невыезде.
Даниил Берман предположил, что знакомиться с делом защита может начать уже в начале лета, а затем оно будет передано в суд.
Следствие продолжает сбор материалов, однако их представление суду — «технический» процесс, поскольку главным аргументом будет прошлогоднее решение суда о признании структур господина Навального экстремистскими, считает адвокат.
«Им достаточно этого решения, какого-то количества свидетелей — и все, они могут передавать дело в суд. Я предполагаю, что они всех будут выделять в отдельное производство, как было в "санитарном деле" (ряд столичных оппозиционеров обвинили в "нарушении санитарно-эпидемиологических норм" в ходе несогласованных акций в поддержку Алексея Навального в январе—феврале 2021 года.— “Ъ”), где перед передачей в суд дело каждого обвиняемого выделили в отдельное и рассматривали их у разных судей. Им удобно это распыление, чтобы снизить шум вокруг процесса»,— отметил Даниил Берман.
Адвокат Владимир Воронин, который был отведен следствием от защиты Лилии Чанышевой, считает, что расследование этого дела будет затягиваться до тех пор, пока не выйдут сроки содержания активистки под стражей, то есть до истечения года с момента ее отправки под арест. Даниил Берман добавляет, что теоретически сроки могут быть и неопределенными: «С точки зрения статей, которые вменяются в вину, под стражей можно держать, немного злоупотребляя уголовно-процессуальными нормами, почти бесконечно. Например, сказать, что сложность дела не позволила вовремя его закончить. Но хотят ли они очень долго тянуть? Не думаю».