Членам ОНК подкинут на бензин
Правительство предлагает обеспечить правозащитников денежными компенсациями
Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона, корректирующего порядок работы общественных наблюдательных комиссий (ОНК, занимаются защитой прав заключенных). Поправки предусматривают компенсацию затрат их членов на текущие расходы (бумагу, мобильную связь, проезд до СИЗО и колоний) и наделяют совет Общественной палаты (ОП РФ) полномочиями исключать правозащитников из состава ОНК. В ОП надеются ко второму чтению доработать проект возможностью включать в состав ОНК представителей религиозных объединений.
Общественные наблюдательные комиссии, созданные в 2008 году, работают в каждом из 85 регионов, осуществляя «контроль соблюдения прав заключенных в местах принудительного содержания». В разных местах в состав ОНК входит от 5 до 40 человек, которых на 3 года утверждает совет Общественной палаты. Предложенный в понедельник проект поправок к закону «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» наделяет ОП РФ не только правом выдачи мандатов, но и возможностью исключать членов ОНК «в случае грубого нарушения Кодекса этики либо ненадлежащего исполнения членами ОНК своих обязанностей», в том числе за пассивность в работе. Ранее многие члены региональных ОНК сообщали «Ъ», что некоторые правозащитники за три года работы ни разу не посетили СИЗО или колонию с проверкой.
Работа в ОНК не оплачивается, расходы на проезд, средства связи и печать документов правозащитники оплачивают сами.
«Возмещение расходов», согласно проекту правительства, в будущем должны разделить между собой региональное подразделение ОП РФ и организация, выдвинувшая правозащитника в состав ОНК.
Кроме того, поправки снижают «срок осуществления правозащитной деятельности», необходимый для выдвижения сотрудников некоммерческих организаций в состав ОНК, с пяти до трех лет.
Правозащитники ранее многократно указывали на этот фильтр. При этом срок рассмотрения советом ОП РФ кандидатов в состав ОНК «для повышения качества» увеличивается с трех месяцев до полугода. Другая поправка вводит положения о независимости ОНК от «органов госвласти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций», а также политических партий, «международных и иностранных организаций».
Ответственный секретарь ОНК Москвы Алексей Мельников напоминает, что комиссии и ранее «были независимы» от влияния политических партий или международных организаций. «Полагаю, закрепление пункта о международных организациях связано прежде всего с недопустимостью работы в ОНК представителей НКО—иностранных агентов»,— отмечает он. Инициатива о компенсации затрат членам ОНК на текущие расходы, по словам господина Мельникова, «безусловно, очень пригодится»: «В Москве ты паркуешься на Петровке, и после двух часов общения с заключенными платишь за парковку из своих средств 760 рублей. Поэтому в столице, где все учреждения так или иначе рядом, бесплатная парковка для членов ОНК существенно помогла бы. Но в Хабаровске, где самое удаленное СИЗО находится в 900 километрах от центра региона, конечно, следовало бы ввести компенсацию расходов на бензин, ночлег и питание». Исключение из состава ОНК по решению совета ОП РФ господин Мельников комментирует с опасением, указывая, что «в данном случае должен сохраниться старый порядок». Однако, если решение совета ОП будет мотивированным, «конфликтов возникнуть не должно», надеется он.
«Естественно, мы никогда не пойдем вразрез с мнением конкретной комиссии и будем обсуждать состав ОНК с ее представителями,— уверяет зампред комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов.— Но в первую очередь это логика — почему мы не можем забрать мандат, который мы же и дали. Эта поправка — исправление существующей ошибки (в действующей редакции закона.— “Ъ”)».
Господин Холодов указывает на поправку правительства, которая делает ежегодные отчеты ОНК перед ОП РФ обязательными, а не добровольными: «Едва ли это существенная нагрузка, ведь подобный обязательный отчет ОНК готовят для уполномоченного по правам человека, мы лишь хотели бы получать такой же, чтобы держать руку на пульсе». Снижение временного ценза для НКО, готовых выдвинуть своих коллег в состав наблюдательной комиссии, по словам эксперта, поможет членам ОП РФ «увеличить конкуренцию и выбирать кандидатов, а не уговаривать людей вступить в ОНК».
До внесения пакета поправок в парламент Общественная палата не вносила своих предложений, «чтобы не затягивать процесс», пояснил «Ъ» Александр Холодов. Однако в дальнейшем он надеется доработать проект правительства в том числе возможностью предлагать кандидатов в состав ОНК из состава религиозных объединений. «РПЦ активно занимается ресоциализацией заключенных, но не имеет права выдвинуть людей в ОНК, и священники попадают туда через выдвижение от других организаций»,— пояснил свое намерение эксперт.