Счетная палата предложила не строить участок дороги в порт Восточный в Приморье из-за дороговизны
Счетная палата (СП) по результатам проверки строительства трассы Владивосток—Находка—порт Восточный считает нецелесообразным возведение ее второго участка длиной 104 км (с 43 км по 146 км) из-за высокой стоимости проекта — 309 млрд руб. Взамен предлагается реконструировать действующую трассу А188 Артем—Находка—порт Восточный.
«Оползни на склонах достигают 10 км в длину, и таких участков много. Проектируемая трасса пересекает 112 водотоков (реки, ручьи, протоки), через которые потребуется возвести как минимум 112 искусственных сооружений. Учитывая предварительную стоимость, а это 309 млрд руб., и протяженность участка (104 км), средняя цена 1 км составляет порядка 2,8 млрд руб. Поэтому с учетом уже имеющегося негативного опыта оползневых процессов при строительстве первого участка автотрассы (с 18-го по 40 км) мы предложили правительству РФ и губернатору Приморского края рассмотреть вопрос о реконструкции действующей трассы Артем—Находка—порт Восточный взамен нового строительства»,— сказал аудитор Валерий Богомолов на коллегии СП. Его слова приводятся на сайте СП.
В качестве дополнительных аргументов для отказа от строительства второго участка СП привела длительный поиск инвесторов (свыше двух лет) и несущественное влияние новой автотрассы на транзит грузов по территории России.
«Фактически 100% поставок угля, леса и других грузов в терминалы портов Находка и Восточный осуществляется железнодорожным и морским транспортом, а сырой нефти — по трубопроводу. Экспорт сырья, а также импорт товаров из соседних стран проходит преимущественно морским путем. Автомобильный транспорт для ввоза и вывоза грузов используют только восемь компаний, имеющих малый грузооборот в течение года. Таким образом, строительство объектов автодороги имеет значение для развития Приморского края, но фактически не влияет на транзитный потенциал РФ»,— говорится в сообщении СП.
Относительно первого участка трассы СП констатирует, что срок сдачи ее был перенесен с декабря 2020 на декабрь 2021 года, но «фактическая готовность объекта по итогам прошедшего года составила порядка 55%». Теперь завершение строительства ожидается не ранее 2023 года.
В руководстве Приморского края и Росавтодоре предложение СП о рассмотрении вопроса реконструкции действующей дороги в целом поддержали, говорится в пресс-релизе ведомства. «Согласен с предложением Счетной палаты с учетом того, что нужно завершить первый этап, в том числе доделать обход через Большой Камень. Нужно понимать, что это крупнейший сейчас узел, который является центром и драйвером судостроения, металлургического комбината. Поэтому этот участок нужно проходить, и далее уже рассматривать реконструкцию»,— заявил губернатор Приморья Олег Кожемяко.
Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко пообещал проанализировать «все аспекты первого этапа строительства объекта» и вынести рекомендации СП «на рассмотрение научно-технического совета Росавтодора».
Трасса Владивосток—Находка—порт Восточный должна стать частью международного транспортного коридора «Приморье-1». Сообщалось, что новая трасса позволит значительно быстрее добираться из Владивостока в Находку и порт Восточный по сравнению с действующей автодорогой.