Время перестройки
Как кубанские производители стройматериалов ведут работу в условиях санкций
Антироссийские санкции и нестабильность национальной валюты отразились на строительной отрасли и, в частности, на производителях стройматериалов. В марте клиенты diy-ритейла отметили резкое подорожание ряда позиций, в первую очередь импортных товаров. В цене выросли и отечественные стройматериалы, производство которых, казалось бы, не зависит от зарубежных поставок. По словам игроков рынка, на стоимость выпускаемой ими продукции оказал влияние рост цен на импортные составляющие и комплектующие, а также удорожание выросших в километраже логистических цепочек. Власти считают, что в некоторых случаях поставщики спекулируют на росте цен, и усиливают меры контроля.
Нестабильная ситуация в строительной сфере Краснодарского края в первую очередь связана с повышением стоимости материалов и прекращением поставок импортного оборудования. Об этом губернатор Кубани Вениамин Кондратьев заявил на мартовском совещании, посвященном защите прав дольщиков. «Чтобы пресечь факты спекуляций, ежедневно проводим мониторинг цен. По каждому выявленному факту работаем в тесном контакте с антимонопольной службой, прокуратурой. Первые результаты уже есть — семь поставщиков снизили цену на продукцию»,— рассказал глава региона.
По данным администрации края, в марте допустившие спекулятивный рост поставщики снизили стоимость арматуры и стальной трубы от 3 до 15%, а торговые сети понизили цену на цемент и штукатурку на 4,8 и 4% соответственно.
Вице-губернатор Кубани Евгений Наумов сообщил, что в отношении бюджетных объектов строительства край планирует провести экспертизу и сделать перерасчет. «Прогнозируем удорожание не более 20%. На строительные процессы пока это не влияет. Стройка продолжается»,— заявил господин Наумов.
«Ситуация сложная, но не патовая»
Как рассказали «Ъ-Кубань» в компании «Выбор», которая производит тротуарные плиты и занимает в этом сегменте долю в 14%, рост себестоимости продукции вызван подорожанием инертных материалов: песка, щебня, а также фактурных минералов и цемента. «Все это дорожает, несмотря на то что производится внутри страны. Наши обычные поставщики не могут дать нам обоснованные прогнозы по ценам. Для прогнозирования того, как поведет себя любая бизнес-модель, очень важно правильно спланировать своевременные поставки, неважно, работаете ли вы на склад или по системе just in time. Для рынка стройматериалов этого понимания серьезно не хватает»,— рассказал гендиректор ТД «Выбор» Артем Новиков.
Сергей Слепуха, основатель ГК «Славянский Дворъ» (реализует строительные материалы и производит керамическую плитку под собственным брендом), отмечает, что ситуация на рынке стройматериалов сложная, но не критическая. Рост оптовой стоимости товаров, произведенных группой, выросла, по его словам, на 20–30%, в отдельных случаях — до 50%.
«На заводах, на которых выпускается наша продукция, ранее использовалась глина из Украины. Сегодня ее доставка стала невозможной. Разработан российский карьер, однако глина там грязная, приходится использовать много приспособлений, чтобы очистить ее, а это влечет за собой удорожание. Помимо этого, в связи с ростом курса евро подорожали зарубежные красители, которые мы использовали»,— отметил господин Слепуха.
Он также указал на сложности с импортом продукции в связи с закрытием Черного моря. Партнеры «Славянского Двора» располагаются в Китае, Индии, Испании и других странах. Их товары ранее доставлялась морем через Новороссийск. Сегодня группа рассматривает вариант доставки через Владивосток или Казахстан. При этом ясности в том, насколько подорожает продукция, пока нет.
Как ранее писал «Ъ-Кубань», на сегодняшний день порядка 80% контейнерных линий иностранных судовладельцев ушли из России. По словам таможенных брокеров, продолжают работать с российским черноморским портом лишь турецкие Admiral (Admiral Container Lines Inc) и Arkas (Arkas Line). «Много контейнеров, которые раньше шли в наши порты, теперь "сбрасывают" в Турции, а потом их будут доставлять в Новороссийск на "Аркасе". Но эта линия перебукирована на семь судов вперед — то есть примерно на полтора месяца. Соответственно, ценник у них вырос в два-три раза. Букироваться нужно сильно заранее. Кроме того, "Адмирал", например, дает ставку фрахта, но не дает даты судозаходов. Соответственно, ставка есть, а когда судно уйдет — никто не знает»,— рассказал «Ъ-Кубань» один из таможенных брокеров на условиях анонимности.
Производитель лакокрасочной продукции «АВС Фарбен» отмечает, что в его компании возникли некоторые трудности с логистикой импортного сырья для ряда декоративных покрытий. «На данный момент у нас есть достаточное количество сырья, чтобы какое-то время выпускать лакокрасочную продукцию без перебоев и поставлять нашим клиентам и партнерам. В будущем, конечно, будем искать альтернативные пути решения данного вопроса. Что касается алкидных лакокрасочных материалов, то основу для их выпуска — лаки — синтезируем сами, поэтому полностью сможем обеспечить себя сырьем»,— рассказал директор по развитию ЗАО «АВС Фарбен» Алексей Стрекалин.
В условиях санкционного режима компании с навыком аналитики, прогнозирования и планирования смогут не только выстоять, но и развиться, считает генеральный директор компании «Волма» Владимир Овчинцев. По его словам, не только на рынке стройматериалов, но и во всей строительной отрасли «ситуация сложная, но далеко не патовая». «Санкционный барьер значительно ограничил возможности в выборе поставщиков, прежде всего сырья, не производимого в России. Но мы уже много лет реализуем принцип "запасной кладовой" — имеем других партнеров, прежде всего в Китае. Конечно, цена этого сырья, к сожалению, существенно растет, и не только за счет снижения курса рубля»,— констатирует господин Овчинцев.
Производители стройматериалов отмечают, что еще одна серьезная проблема их существования в новой реальности связана с тем, что они работают на импортном оборудовании. Запчасти к нему из-за санкций достать проблематично.
Об этом, в частности, заявляет учредитель кубанского завода нестандартного технологического оборудования «МехПромСтройСпецМаш» Вячеслав Лазарев. «По каким-то позициям добираем остатки со складов. Проблемы с обслуживанием будут возникать, их не избежать. Решать придется самостоятельно. Импорт необходимо заменять. Но за месяц-два это никто не сделает»,— говорит собеседник «Ъ-Кубань».
По словам Владимира Овчинцева, с самого начала введения новых санкций перед бизнесом стоит задача максимально использовать возможности производителей запчастей в России. И такие возможности есть, считает гендиректор «Волмы». «Многие российские "станочники", работавшие приоритетно на импорт, сейчас активно предлагают свои услуги»,— заявил он.
ТД «Выбор», где производство тротуарной плитки осуществляется на импортном оборудовании, не первый год ведет работу по импортозамещению всех возможных узлов производственных линий на отечественную продукцию и даже на продукцию собственного производства. Для этого на предприятии создали подразделение, которое занимается разработкой и производством узлов и комплектующих.
«Мы подошли очень близко к импортозамещению. В этом году мы отработаем сезон без перебоев и проблем. У нас есть достаточно времени, чтобы подготовиться к любому развитию событий с поставками из Европы»,— говорит Артем Новиков.
Возможность занять ниши
Спрос на строительные материалы не снижается, констатируют их производители. Некоторые из них даже рассчитывают увеличить производство и расширить ассортимент выпускаемой продукции. «Мы будем вынуждены расширять ассортимент по мере роста спроса на рынке. Уже сегодня завод может полностью работать по программе импортозамещения: по запчастям для сельхозтехники, строительной спецтехники, пищевой и перерабатывающей промышленности»,— говорит Вячеслав Лазарев.
Артем Новиков считает, что в условиях серьезного снижения покупательского спроса есть возможность перестроить производство, продажи и маркетинг в более дешевые ценовые сегменты. Однако компания не ожидает серьезного спада, так как производит продукцию в ценовых сегментах «выше среднего» и «премиум», а «в кризисы они страдают меньше всего». По словам господина Новикова, в производстве тротуарной плитки и элементов благоустройства нет конкуренции со стороны зарубежных компаний. Ввозить эту продукцию из-за рубежа невыгодно, поэтому говорить о серьезном замещении импортной продукции не актуально.
Алексей Стрекалин говорит, что спрос на лакокрасочную продукцию растет и будет расти в будущем, особенно с приближением весны и лета. По его словам, даже если в ближайшие несколько месяцев в стране не будет новых проектов по строительству, со временем реновации потребуют здания, промышленные и нефтегазовые комплексы, металлоконструкции, спецтехника и многое другое. Поэтому спрос на материалы для строительных и ремонтных работ не будет падать. «Для нашей компании это отличная возможность занять освобождающиеся нищи и наполнить их своей лакокрасочной продукцией»,— заявил он.
Тем не менее производство некоторых материалов сегодня превышает потребности отечественного рынка. Коммерческий директор металлургического холдинга «Новосталь-М» (в его структуру входит Абинский ЭлектроМеталлургический завод) Адрей Круглов сообщил, что для сохранения спроса с 1 марта предприятие «заморозило» цену на арматуру для России. «Дефицита в строительном сортаменте металлопроката в России нет и не ожидается. Мощности производства арматуры в России значительно превышают спрос, в качестве превентивной дополнительной меры для борьбы с ростом цен у перекупщиков мы запретили оптовым дилерам делать наценку выше оговоренного уровня»,— заявил господин Круглов.
Сохранить и активизировать
Участники рынка считают, что меры государственной поддержки могли бы помочь отрасли. В частности, в «Новосталь-М» отмечают, что бизнес остро нуждается в государственном контроле за ростом цен на лом. В компании «Славянский Дворъ» говорят о необходимости снижения НДС хотя бы до 15%, а также уменьшения процентов по эквайрингу для всего бизнеса, а не только для производителей продуктов питания и одежды. «Также необходимо сократить количество проверок, мы должны сейчас все внимание посвятить своему бизнесу, а не контролирующим органам. Поверьте, даже сегодня наша бухгалтерия не скучает»,— говорит Сергей Слепуха.
В ТД «Выбор» ждут от государства новых мер поддержки строительного сектора, а на заводе «МехПромСтройСпецМаш» говорят о необходимости государственного планирования и симбиозе частной и государственной собственности.
«Считаю, что меры господдержки должны не только помочь сохранить темпы, но и активизировать строительство в стране уже в ближайшее время»,— заявил Владимир Овчинцев.