Чистое искусство
Ив Сен-Лоран в парижских музеях
Мэдисон Кокс — серый кардинал мира моды. Более сорока лет он был рядом с Пьером Берже и Ивом Сен-Лораном, но на первый план вышел только сейчас — в роли директора Fondation Pierre Berge — Yves Saint Laurent, инициатора и куратора масштабного выставочного проекта, посвященного 60-летию основания дома Yves Saint Laurent. Идея шести выставок, которые одновременно проходят в залах с постоянными экспозициями в Лувре, Орсе, Музее современного искусства, Центре Помпиду, Музее Пикассо и Музее Сен-Лорана,— показать влияние живописи, скульптуры, литературы на моду. И показывают ее кураторы максимально наглядно: вот картина, а вот платье по ее мотивам. Никаких аксессуаров и временного контекста — на этом настоял сам Мэдисон Кокс. Чистое искусство.
Рауль Дюфи, настенная композиция «Фея электричества», 1937 год
Фото: © Raoul Dufy; Photo © Pierre Antoine
Атласное пальто и зеленое платье, коллекции осень-зима 1992 и 1995 годы
Фото: © Yves Saint Laurent @ Nicolas Matheus
Платье для Бала Пруста в декабре 1971 года
Фото: © Yves Saint Laurent @ Nicolas Matheus
Кокс приехал в Париж студентом в 1978 году изучать ландшафтную архитектуру. Знакомство с одной из самых влиятельных пар того времени — Пьером Берже и Ивом Сен-Лораном — круто изменило его жизнь и карьеру. Начинающему талантливому юноше стали открываться двери в самые закрытые сады. Один из знаковых проектов во Франции, который дал Коксу путевку в дальнейшую профессиональную жизнь,— работа над проектом «Сады Нового мира» в замке Blerancourt на севере Франции, в департаменте Эна. Но любовный треугольник дал трещину: о ревности Сен-Лорана слагали легенды. И партнеры решили, что Мэдисону Коксу лучше уехать из Франции. В США его карьера быстро пошла в гору. Проектирование садов ему доверяли Стинг, Майкл Блумберг, Марелла Аньелли, вдова основателя Fiat,— так постепенно Кокс заработал себе славу «садовника миллионеров». Знаменитый сад Мажорель в Марракеше — тоже детище Кокса.
«Сад», Пьер Боннар, 1937 год
Фото: © RMN-Grand Palais / Agence Bulloz
Пиджак, расшитый золотом и горным хрусталем, коллекция весна-лето 1990 год
Фото: © Yves Saint Laurent @ Nicolas Matheus
Пит Мондриан, Композиция с красным, синим и белым II, 1937 год
Фото: © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Jacques Faujour
Платье «Оммаж Питу Мондриану», осень-весна 1965 год
Фото: © Yves Saint Laurent @ Nicolas Matheus
Под конец карьеры Сен-Лорана Мэдисон Кокс вновь сблизился с парой. Помогал с организацией фонда в Париже, а после смерти Сен-Лорана занял его место — стал ближайшим человеком для Пьера Берже. В 2017 году они поженились без лишнего шума, а спустя восемь месяцев Берже умер, и Мэдисон Кокс остался единственным легальным наследником всех его дел, главным из которых был парижский фонд.
Мартиал Райс, «Сделано в Японии — Большая одалиска», 1964 год
Фото: © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Philippe Migeat
Плащ «Оммаж Джорджу Браку». Весна-лето, 1988 год
Фото: © Yves Saint Laurent @ Nicolas Matheus
Брошь «Сердце», 1962, перевыпущена в 1979 году
Фото: © Yves Saint Laurent @ Nicolas Matheus
Интервью с президентом Фонда Пьера Берже — Ива Сен-Лорана редакция готовила в начале февраля. Время изменилось. Как не вспомнить сейчас, что в далеком 1959 году Сен-Лоран был первым западным кутюрье, который приехал с показом Dior в Москву, отрезанную от мира железным занавесом, и потом не раз бывал в СССР. Мода всегда первой наводит мосты, ведь, как любил говорить Сен-Лоран, «хорошая одежда — это паспорт для счастья». Публикуем интервью с господином Коксом с надеждой на скорейшее восстановление модных и счастливых дипотношений.