Отходы распределили не по справедливости
Апелляция подтвердила нарушения в территориальной схеме обращения с ТКО в Челябинской области
Восемнадцатый апелляционный арбитражный суд подтвердил законность предупреждения Челябинского УФАС, выданного министерству экологии региона и предписывающего внести изменения в территориальную схему обращения с отходами. Ведомство обнаружило в документе признаки ограничения конкуренции из-за перераспределения объемов мусора на мусоросортировочные комплексы в магнитогорском кластере с 2022 года. Минэкологии в суде заявляло, что предупреждение УФАС неисполнимо и препятствует реализации политики и национальных программ в сфере обращения с отходами. Эксперты отмечают, что министерству придется исполнить предупреждение и внести изменения в схему.
Управление ФАС России по Челябинской области сумело доказать законность выданного министерству экологии региона предупреждения о необходимости изменения территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) из-за возможного ограничения конкуренции. Восемнадцатый апелляционный арбитражный суд подтвердил решение суда первой инстанции, отказавшего минэкологии в отмене предупреждения. Соответствующее постановление апелляции опубликовано в картотеке арбитражных дел.
Оспариваемое предупреждение Челябинского УФАС выдано министерству в мае 2021 года. По мнению ведомства, отдельные положения новой территориальной схемы, утвержденной в конце 2020 года, могли привести к неравным условиям на рынке. Так, с 2022 года документ предусматривает сокращение объемов отходов, направляемых на мусоросортировочный комплекс ООО «Спецкомплекс» (Магнитогорск), более чем в 6,5 раз. В то же время, по данным УФАС, необоснованно увеличено количество обслуживаемых территорий для АО «Ситиматик» (Москва, до марта 2021 года — АО «Управление отходами»). Минэкологии заключило с компанией в 2015 году концессионное соглашение о создании инфраструктуры по обращению с ТКО в магнитогорском кластере. В 2022–2027 годах потоки ТКО на объекты концессионера пойдут с пяти территорий в большем количестве, чем определено соглашением. Челябинское УФАС указало, что министерство необоснованно включило в территориальную схему положение, предоставляющее АО «Ситиматик» преимущественные условия: с 2022 года загрузка «Спецкомплекса» будет обеспечена на 15% от существующей мощности, для конкурента — на 80%. Предупреждение предписывало до 15 июля 2021 года скорректировать схему в части объективного и недискриминационного подхода при распределении потоков мусора с 2022 года.
Минэкологии области предупреждение не исполнило и направило иск в суд. В январе этого года Арбитражный суд Челябинской области отказал в удовлетворении иска, признав решение УФАС законным. Апелляционную жалобу кроме истца направило и АО «Ситиматик». Представители министерства в суде указали, что предупреждение антимонопольного ведомства является неисполнимым. «Предупреждение Челябинского УФАС нарушает права министерства, так как препятствует участию в реализации государственной политики, в реализации национальных программ в области обращения с отходами»,— говорится в материалах дела. Также чиновники указали, что отношения министерства со «Спецкомплексом» не скреплены никакими обязательствами, поэтому при заключении концессионного соглашения и разработке территориальной схемы ведомство «не могло полагать (надеяться)» на работу компании, в связи с этим было принято решение по распределению потоков без учета ее объекта.
Восемнадцатый арбитражный суд пришел к выводу, что доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, поэтому оснований для их удовлетворения нет.
Как сообщал «Ъ-Южный Урал», в рамках концессии компания «Ситиматик» построила под Магнитогорском новый полигон ТКО с мусороперерабатывающим комплексом мощностью 200 тыс. т. Его планировали запустить в конце 2021 года, а старую магнитогорскую свалку, где расположено мусоросортировочное предприятие «Спецкомплекса», закрыть. В декабре пресс-служба губернатора сообщила, что запуск объекта состоится в первом квартале 2022 года. Однако в феврале этого года выяснилось, что прокуратура обнаружила подложные документы в отчете об инженерно-геологических изысканиях, на основе которых был разработан проект полигона. В результате объект до сих пор не начал работать.
Эксперты отмечают, что министерству экологии Челябинской области придется исполнить предупреждение после решения апелляционной инстанции. «Иск заявлялся таким образом — о признании предупреждения УФАС о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, недействительным. Следовательно, все выводы, которые сделаны в предупреждении, а также требование о прекращении действий являются законными и подлежат исполнению в полном объеме»,— говорит управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.
Юрист BGP Litigation Илья Кожевников отмечает, что в случае если предупреждение не будут исполнено, УФАС может возбудить дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении министерства экологии. «При этом министерство сохраняет право обжаловать решения в кассацию. Полагаем, что шанс изменения решения и постановления нижестоящих инстанций, исходя из правоприменительной практики, является незначительным»,— говорит господин Кожевников.