«Маршак» для малышей

Какие спектакли для самых юных зрителей показали в рамках театрального фестиваля в Воронеже

Детский театральный фестиваль «Маршак» в конце марта прошел в Воронеже в седьмой раз. В его рамках свои постановки представили 18 российских театров, среди которых РАМТ, Театр кукол им. С.В. Образцова, Московский ТЮЗ, Большой театр кукол и другие. За десять дней зрители увидели 43 показа 19 спектаклей. Как всегда, особое внимание было уделено самым маленьким зрителям в возрасте от двух лет. Малыши следили за жизнью маленьких букашек, играли в песочнице, учились создавать театр теней своими руками и даже слушать оперу.

Фестиваль «Маршак». Спектакль «Букашки. Фантазия!»

Фото: Андрей Парфенов / Дирекция международного Платоновского фестиваля

В ходе «Маршака» на восьми сценических площадках выступили артисты 18 театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Петрозаводска, Канска, Альметьевска и Воронежа. Зрителями фестивальных событий стали 12 тыс. человек. Немало среди них было и юных воронежцев в возрасте 2-4 лет, программе для которых традиционно было отведено особое место.

Так, Театр Терезы Дуровой на этот раз привез в Воронеж красочный музыкально-пластический спектакль «Букашки. Фантазия!» (4+). Малыши с удовольствием наблюдали за тем, как муравьишки перетаскивают в муравейник желудь, божьи коровки создают ансамбль для игры на колокольчиках, светлячки танцуют в темноте. За насыщенной жизнью лесной полянки наблюдает и гусеничка, которая к финалу спектакля превращается сначала в куколку, а затем и в бабочку. Артисты театра признаются, что режиссер Ольга Сидоркевич всегда подходит с большим вниманием к подготовке спектаклей. Так, готовясь к постановке «Букашек», актеры часами наблюдали за поведением насекомых в парке, вживаясь в роли. За весь спектакль букашки не произносят ни одного слова, общаясь лишь на своем букашечьем языке, но благодаря великолепным костюмам и тщательно подобранным, выверенным танцевально-музыкальным техникам (битбокс, хаус, импровизационное пение) и потрясающей пластике вопросов о сути происходящего не возникает ни у взрослых, ни у маленьких зрителей.

«Дети, особенно маленькие, не любят, когда много текста, поэтому большое внимание уделяется пластике, телу»,— отметила Ольга Сидоркевич.

Любознательным юным зрителям предложили и самим выйти на сцену. Артист театра «Кот Вильям» Арсений Блинов провел для детей от 3 до 8 лет мастер-класс по созданию театра теней собственными руками (3+). Театр теней — это очень просто, считает Арсений. Достаточно взять ножницы, бумагу, картон, краски — и собственная креативная постановка почти готова, осталось добавить лишь немного воображения. За время мастер-класса ребята смогли научиться основным приемам теневого театра и создали свой собственный теневой экран и набор кукол.

Фестиваль «Маршак». Спектакль «Терра»

Фото: Андрей Парфенов / Дирекция международного Платоновского фестиваля

Интерактивность и непринужденная атмосфера характерны не только для мастер-классов, но и для спектаклей в жанре бэби-театра, активно развивающегося в последние несколько лет. Бэби-театр предполагает повествовательную и бесконфликтную историю, камерную обстановку, интерактивность, открытость и понимание потребностей маленького зрителя. Все это можно было увидеть в спектакле «Терра» (2+), который поставил режиссер Альметьевского драматического театра Алмаз Садриев. В течение 40 минут малыши увлеченно наблюдали за происходящим в, казалось бы, обычной песочнице, а затем и сами копались в ней — можно сказать, участвовали в настоящих раскопках, изучая запрятанные в ее недрах тайны и сокровища культуры древних народов.

Пластичность, яркость, интерактивность — что еще может стать решающим фактором для создания успешной детской постановки? Конечно, музыка. Санкт-Петербургский Большой театр кукол привез в Воронеж «Маленький концерт для фортепиано с медведем» (4+) режиссера Ксении Павловой. История про медвежонка, нашедшего в лесу странный инструмент, также пришлась по душе юным зрителям, и неудивительно: очень уж близка им идея о том, что если очень захочешь, можно многого добиться.

«Маленький концерт для фортепиано с медведем»

Фото: Андрей Парфенов / Дирекция международного Платоновского фестиваля

«Это спектакль о том, как не бояться заниматься делом, которое тебе нравится, даже если все вокруг считают, что оно не для тебя»,—говорит о постановке сама Ксения Павлова.


Дань музыке отдал и Воронежский театр оперы и балета, показавший на «Маршаке» свой премьерный спектакль — оперу «Дитя и волшебство» (2+) Мориса Равеля в постановке столичного режиссера Андрея Цветкова-Толбина. Это не только знакомство юного зрителя с миром оперы, но и чарующая атмосфера хореографических номеров: почти все предметы и животные, по сюжету обиженные на непослушного мальчика, танцуют, исполняя свои арии. Впечатление дополняют масштабные декорации, изображающие то мир компьютерных игр, то ночной сад с огромной, вполсцены, луной. Волшебство то красиво, то опасно, и совсем чуть-чуть назидательно — в попытке показать герою, что в жизни по-настоящему ценно, а что не стоит его внимания. Яркое, зрелищное, насыщенное действо никого в зале не оставило равнодушным.

Над спектаклем работали еще несколько приглашенных специалистов. Дирижировал оркестром Ариф Дадашев из Московского академического музыкального театра, сценографию сделал работавший со многими столичными театрами Виктор Герасименко, хореографию ставил Денис Постоев из Волгограда, а видео занимался Дмитрий Козин.

Фестиваль, напомним, прошел в марте, так как был перенесен из-за коронавируса с осени 2021 года. Восьмой «Маршак» планируется провести уже традиционно — в октябре-ноябре 2022-го. «Готовится уже новая большая программа, и скоро дети опять будут счастливы»,— рассказал дежурный по фестивалю «Маршак», народный артист России Камиль Тукаев.

Вся лента