Автомобили разгоняются по наклонной
От российского рынка осталось немногим более трети
Российский авторынок в марте упал сразу на 63%, сообщили в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), не прокомментировав результаты. В плюсе остались продажи лишь штучных премиальных марок. И это еще не пик падения, поскольку спрос был достаточно активен в первой половине месяца. Финальный эффект от приостановок поставок и производства в РФ, включая премиальный сегмент, будет виден в апреле—мае.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в марте упали сразу на 62,9%, до 55,1 тыс. штук, подсчитали в АЕБ. Причем в плюсе из топ-10 не осталась ни одна марка, а темпы падения продаж у всех схожи.
Например, на 64% (до 12,3 тыс. машин) упала реализация Lada, продажи Kia и Hyundai— на 68% (6,3 тыс. и 4,9 тыс. соответственно). Выделяются лишь традиционно отечественные марки ГАЗ и УАЗ, продажи которых сократились на 36% (2,9 тыс.) и на 19% (2,2 тыс.) соответственно. Увеличение продаж из всего рынка показали только Isuzu (на 467%, до 153 штук), Chevrolet (на 91%, до 82 штук) и премиальный суббренд Chery — CheryExeed (на 63%, до 505 штук). Отметим, данные не включают продажи BMW и Mercedes, которые отчитываются лишь поквартально. По итогам трех месяцев продажи упали на 28,4%, до 277,3 тыс. штук.
В феврале реализация машин сократилась лишь на 4,8%, но это было результатом трендов последних лет в виде дефицита предложения и ажиотажного спроса на фоне высокой базы.
Март — первый месяц, когда в статистике продаж отразился глубокий кризис, связанный с военными действиями России на Украине. С 24 февраля автоконцерны начали приостанавливать отгрузки машин из-за девальвации, затем обострились и логистические проблемы. К настоящему моменту большинство иностранных компаний, кроме китайских, официально объявили о приостановке продаж и производства в России.
В стране работают лишь четыре автозавода — ГАЗ, УАЗ, Mazda-Sollers и Haval.
Результаты марта все еще лучше апреля 2020 года, когда в РФ действовал локдаун из-за коронавируса и было продано 38,9 тыс. машин. Однако падение рынка еще усугубится. Так, месяцем ранее дилеры говорили, что сформировали склад для удовлетворения потребностей клиентов в ближайшее время. Но при наличии остатков машин на складах на результате марта сказалось ценообразование: аналитики отмечали, что цены продажи сейчас нерелевантны ситуации, а дилеры говорили, что проходимость салонов и спрос снизились до минимума в середине прошедшего месяца.
О восстановлении производства в ближайший месяц-два в полном объеме говорить не приходится: например, весь апрель в производственном отпуске площадки бестселлера рынка, АвтоВАЗа. Кроме того, все автоконцерны столкнулись с логистическими и санкционными ограничениями в поставках комплектующих, а также готовых машин в РФ.
В «Автостате» отдельно оценивали, что рынок новых легковых машин в марте упал на 43%, до 78,9 тыс. штук. Эти данные более оптимистичны, чем у АЕБ, но «Автостат» рассчитывает продажи по данным «Электронного паспорта», то есть фактически по регистрациям — сюда частично переехали машины, проданные в феврале.