Carlsberg сливает активы
Кому корпорация хочет продать «Балтику»
Carlsberg может продать «Балтику» одному из крупных российских производителей безалкогольных напитков. Датская пивоваренная корпорация ведет переговоры об этом с группой компаний «Черноголовка», пишут местные СМИ. В России у иностранного концерна в составе отечественной компании восемь заводов, на которых работают более 8 тыс. человек.
В начале марта Carlsberg заявил о намерении продать активы в стране и покинуть рынок. По данным датских медиа, помимо «Черноголовки», в покупке «Балтики» заинтересована израильская компания. При этом сумма возможной сделки пока неизвестна. Каковы шансы российского производителя купить «Балтику»? И как это скажется на отечественном пивном рынке? Доктор экономических наук, промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что отечественный игрок вряд ли сможет осилить эту сделку: «"Черноголовка" действительно может претендовать на покупку "Балтики", поскольку она интересна с точки зрения развития бизнеса, расширения продуктовой линейки.
Это очень хороший актив, пиво компании пользуется спросом на российском рынке — особых проблем с продажами у нее нет. Однако возникает вопрос: какова будет цена сделки? Потому что Carlsberg, если будет продавать "Балтику", то дорого. Сумма может колебаться в пределах $500 млн-$1,5 млрд или даже больше. Я сомневаюсь, что у "Черноголовки" есть такие деньги. Скорее всего, по поводу актива будет очень серьезный и длительный торг. Возможно, Carlsberg просто формально продаст его какой-нибудь подставной компании, отчитается на Западе, что все реализовано, деятельность в России закончена. А когда санкции снимут, когда все уляжется, он тихонечко вернется».
Carlsberg в конце марта сообщал, что «Балтика» продолжит работать в России в текущем режиме, пока не получит нового владельца. При этом доля отечественной пивоваренной компании в стране оценивается почти в 27,5%. Смена собственника вряд ли существенно отразится на пивном рынке, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз:
«Они могут целый год искать покупателя, оформлять сделку, и в итоге она может не состояться, если за год ситуация как-то утрясется.
В любом случае заводы продолжат функционировать — западные компании это гарантируют, люди будут работать, получать зарплаты. Любое пиво, произведенное этими заводами, купят. У нас мощно обваливается винный рынок. За счет подорожания импортный сектор вина сократится — российский рынок ничего предложить не может: там нет своего виноматериала и продукции. В кризис в России падает производство и потребление пива, вина, слабоалкогольных напитков, растет крепкое. Так вот в этот раз заместить импортное вино отечественным у нас не получится, и я думаю, что часть перейдет на пиво, но не на крепкий алкоголь. Поэтому падения пивного рынка не будет, а это самое главное».
Carlsberg с 2000 года владел долей в пивоваренной компании «Балтика», в 2008-м концерн стал ее мажоритарным, а затем и единственным акционером. Если у российского производителя поменяется владелец, это не приведет к дефициту пива на отечественном рынке, а вот сам напиток может подорожать, говорит глава комиссии по производству пивоваренной продукции «Опоры России» Алексей Небольсин: «Финансовое и сырьевое состояние у всех транснациональных компаний весьма устойчивое. Они обеспечены солодом, в отличие от российских и крафтовых пивоварен. У них с хмелем все в порядке, они не остановят работу.
Продукция их заводов претерпит некоторые изменения: уйдут, как они объявили, зарубежные бренды — останутся российские, то есть дефицита пива точно не будет. Трудности, к сожалению, есть у наших отечественных и крупных заводов, особенно у малых пивоваров — нет хмеля, найти логистическую замену, как возить хмель. На это уйдет четыре-пять месяцев. Проблемы с солодом: он резко подорожал, и мы это скоро ощутим. У крафтового сегмента будут очень серьезные проблемы с лета. Цена точно опускаться, к сожалению, не будет — только расти».
Помимо Carlsberg, о планах покинуть российский рынок объявил и пивоваренный гигант Heineken. Уходящие компании занимают примерно 70% рынка вместе с AB InBev Efes. Там, впрочем, о планах оставить Россию пока не сообщали, однако потребовали приостановить выпуск пива под брендом BUD.