Бобо и дети
«Этот новый мир»: Луи Гаррель о конфликте поколений
В прокат выходит новый фильм Луи Гарреля — конечно же, с Луи Гаррелем в главной роли. Очередная автобиографическая зарисовка на тему «кому в Париже жить нелегко». Как водится, нелегко в Париже в основном бобо — богемной буржуазии с Левого берега: она годами мечтает о революции, но неспособна отринуть традицию.
Париж, улицы Левого берега залиты привычным серым светом, вдоль неизменно грязной Сены мчит на скутере, излюбленном транспорте галльской столицы, кудрявый потомок пророков «новой волны», его профиль дорог девушкам и синефилам последние 20 лет, зовут красавчика, конечно же, Луи Гаррель. А фильм почему-то называется «Этот новый мир», кстати, без уточнения, что он дивный. Так что же нового в этой диспозиции — ведь Гаррель опять взбежит по скрипучей лестнице буржуазного дома в VI аррондисмане, опять откроет дверь и заученно крикнет Летиции Касте, экранной и закадровой подруге: мон амур, это я.
Ответ последует незамедлительно. В первые же минуты юморески, а «Этот новый мир» — это лирическая комедия, зритель узнает, что на смену Гаррелю и Касте пришли подростки, ни в грош не ставящие Годара с Трюффо и «Шамбертен» с «Галуазом». Этим незаметно подросшим детям плевать на Макрона и Ле Пен, «Кайе дю синема» и «Позитив», политический ислам и ЛГБТК+. Все эти оппозиции, унаследованные XXI веком у XX, ничуть не занимают их головы, не волнуют их души. На повестке что-то более глобальное и абстрактное, как кажется поколению предыдущему, а именно судьбы планеты.
Что такое планета для Гарреля? Допустим, это дерзкая фраза героя Бельмондо из «На последнем дыхании»: «Если вы не любите море, если вы не любите горы, идите на фиг!» — что-то из снобистского дискурса бобо, какие-то пейзажи, на которых уставший от концептуального ч/б глаз отдыхает раз в году, желательно в Лумио, но можно и в Сен-Мало. Или же это горькая фраза из нобелевской речи Камю: «фасады банков, судов и тюрем во Франции украшает одна и та же триада — свобода, равенство и братство» — что-то из левацкого дискурса бобо, какая-то имманентная этому миру несправедливость, ради борьбы с которой была пролита уйма чернил и потрачены горы пленки, а беспризорные сирийские дети и ныне гибнут по вине не столько кровавых восточных диктатур, сколько лицемерных западных демократий?
У сына Гарреля и Касты образ планеты иной — это кулак Греты Тунберг, опускающийся на трибуну ООН с грохотом и яростью, которых эти стены не видели с 60-го, с выступления Никиты Сергеевича Хрущева. Планета — это мы, те, кому около 10–12 и кто рискует задохнуться от выхлопных газов, даже не достигнув совершеннолетия. А значит, спасать нужно себя, причем не отходя от легкомысленных папы с мамой.
Вернувшийся домой Гаррель узнает, что его коллекция наручных часов, раритетных вин и коньяков, ценных изданий Монтеня и Руссо, равно как и винтажный гардероб Касты и ее же жемчужное ожерелье, давно проданы ребенком на Ebay — в рамках краудфандинга. Вместе с одноклассниками их сын финансирует проект по превращению Сахары в Озерный край: вода есть жизнь, экология Африки — залог безоблачного будущего.
История непонимания, возникающего из декады в декаду между отцами и детьми, рассказана Гаррелем с подкупающей чуткостью, нехарактерной в целом для взрослых, давно обосновавшихся в цинизме, комфортном любому разочарованному экзистенцией человеку. К мечтаниям людей совсем юных автор тут относится с трепетом, даже задумывается на свой счет: а что же я, когда я предал революционные идеалы? И все же посмеивается украдкой над слишком молодыми да ранними: Сахара безусловно важна, но первая любовь для населяющих эту многострадальную планету все же важнее.
Порхающий по вечной и сиюминутной мариводажи сценарий — а только лишь из болтовни и полного отсутствия событий он и состоит — сочинялся Гаррелем вместе с легендарным Жан-Клодом Каррьером, приложившим когда-то руку и к «Дневнику горничной», и к «Жестяному барабану», и к «Бассейну». Для Каррьера «Этот новый мир» стал последней работой, недописанным завещанием потомкам. Будьте реалистами, требуйте невозможного, но помните, что свобода почти всегда чужая, а гибель всякий раз своя — как будто бы шепчет на прощание полуживой мэтр, а Луи водит его рукой, дабы закрепить эти истины в целлулоиде.
Дети вернутся к купленным родителями гаджетам и украденным друг у друга поцелуям, родители вернутся к прежней жизни, осознав с облегчением, что новый мир все же наступит не завтра, а в далекой Сахаре утомленные солнцем путники увидят миражи — реки и озера, полные прохлады. Будущее существует, но счастье только снится.
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram