Пивовары меряются литрами
Небольшие производители просят о сниженном акцизе
На фоне заявлений ряда транснациональных пивоваренных компаний об уходе из России небольшие игроки просят власти о дополнительной поддержке. Эти компании через «Опору России» предложили правительству ввести для предприятий мощностью до 300 тыс. дал в год дифференцированный акциз, что позволит высвободить средства в условиях растущих затрат. Крупные компании настаивают на равных преференциях для участников рынка.
Малые и средние пивовары через «Опору России» попросили правительство РФ ввести дифференцированный акциз для производителей мощностью до 300 тыс. дал продукции в год. Инициатива есть в перечне мер по поддержке участников алкогольного рынка, которые «Опора» направила вице-премьеру Дмитрию Григоренко 4 апреля. Копия письма есть у “Ъ”. В правительстве его получение подтвердили.
В 2021 году число пивоварен мощностью до 300 тыс. дал в год в РФ увеличилось на 4,6%, до 1,4 тыс., объем их производства вырос на 13%, до 26,8 млн дал. В 2021 году выпуск пива в России увеличился на 2,8%, до 799,94 млн дал, следует из данных ЕГАИС.
С 2022 года акциз на пиво установлен на уровне 24 руб. за 1 л для напитков крепостью от 0,5% до 8,6%. Для безалкогольного пива действует нулевая ставка. В 2023–2024 годах предусмотрена индексация акциза на 1 руб. ежегодно.
В «Опоре России» считают, что для пивоваров мощностью до 300 тыс. дал в год акциз нужно установить в 50% от ставки.
Организация также просит обеспечить для малых и средних производителей отсрочку по уплате акцизов за первый и второй квартал 2022 года и дать им доступ к льготным кредитам. Кроме того, «Опора» предлагает зафиксировать акцизы на всю алкогольную продукцию, разрешить онлайн-торговлю и отказаться от ужесточения требований к бизнесу. В Минфин предложения «Опоры» не поступали.
Глава комиссии по производству пивоваренной продукции «Опоры России» Алексей Небольсин указывает, что в срочной господдержке сегодня нуждаются именно малые пивовары. Эти предприятия уже сейчас сталкиваются с острым дефицитом импортного хмеля и более подвержены рискам из-за роста цен на сырье, материалы, логистику, чем крупные игроки, имеющие достаточно собственных ресурсов, отмечает он. По словам господина Небольсина, в текущем режиме уже к лету малые предприятия могут оказаться без ресурсов для продолжения работы. Гендиректор «Волковской пивоварни» и президент Ассоциации крафтовых пивоварен Алексей Аксель отмечает, что дифференцированный акциз в качестве меры поддержки малых пивоваров существует в Европе и США. Российским предприятиям мера бы также помогла высвободить средства на развитие бизнеса в условиях резко растущих затрат, указывает он.
В Ассоциации производителей пива (объединяет AB InBev Efes, входящую в Carlsberg Group «Балтику» и Heineken) согласны, что отрасль нуждается в поддержке, в том числе в смягчении регулирования.
Положительный эффект показал эксперимент по заморозке ставок акциза в 2017–2019 годах — росли занятость на предприятиях, объемы производства, отмечают в ассоциации. Но там подчеркнули, что выступают за равные возможности для всех участников рынка. И.о. президента AB InBev Efes (BUD, Stella Artois, Corona Extra) Ораз Дурдыев согласен, что для всех компаний, которые продолжают вести бизнес в России, должны быть созданы равные условия и преференции. В AB InBev Efes также выступают за заморозку акциза на пиво для недопущения «драматического сокращения рынка».
Но Алексей Аксель отмечает, что небольших производителей нельзя считать полноценным конкурентом транснациональных: у них разный сбыт, другая целевая аудитория, ценовая политика и т. д. К тому же, напоминает он, такие транснациональные компании, как Heineken и Carlsberg, уже заявляют об уходе с российского рынка.