В выжидательной позиции
Колонка редактора
Конец февраля и начало марта внесли определенную новизну на рынок недвижимости. Все предыдущие годы любая непонятная или кризисная ситуация сопровождалась массовой скупкой жилья населением. В этот раз подобного не произошло. Лишь в первую неделю после начала спецоперации на Украине был зафиксирован рост интереса к покупке недвижимости, но уже к началу марта и девелоперы, и брокеры зафиксировали серьезное падение числа сделок. Разумеется, спрос остудил и рост ипотечной ставки, ведь ипотека занимала до 70% в общем объеме сделок со строящейся недвижимостью.
Новая программа льготного кредитования покупок жилья на первичном рынке ситуацию несколько стабилизировала, однако прежних объемов продаж уже не наблюдается. Ставка в 12% для покупателей слишком высока, и заемщики стали гораздо более осторожными. Ведь теперь у значительно большего количества потенциальных покупателей уверенности в завтрашнем дне и сохранении стабильного дохода нет — в отличие от кризисов 2020 года или 2014-го.
Скорее всего, теперь недвижимость станут покупать лишь те, кто в ней действительно нуждается, ведь вряд ли кому-то придет в голову брать ипотечный кредит под 12% в надежде сдавать квартиру и за 10–12 лет окупить вложения. Во-первых, с ипотекой в 12% окупаемость возрастает до 15–20 лет. Во-вторых, уже наметился серьезный отток людей из крупных городов в регионы, так что рынок аренды сейчас также серьезно охлаждается. Кроме того, в связи с закрытием бизнеса многих зарубежных компаний на рынок хлынет значительное число ипотечных квартир, приобретенных ранее: даже жилищные займы под 6% нужно обслуживать, а не имея работы, это делать проблематично.
На этом фоне очевидно, что цены на жилье начнут падать. Март продемонстрировал резкий скачок цен на жилье — как первичное, так и вторичное. Но уже сегодня понятно, что это пока лишь цены, по которым продавец согласен отдать свою недвижимость. Покупатели в большинстве своем приобретать недвижимость по таким ценам не согласны и занимают выжидательную позицию.