Номер занят
Пермская гостиничная индустрия восстановилась после пандемии
По итогам 2021 года, крупнейшие отели Прикамья сумели нарастить выручку и выбраться из убытков. Выручка таких гостиниц, как «Отель Прикамье», «Нью Стар», «Гранд Отель» и другие, оказалась в среднем на 60–80% выше, чем в 2020 году, когда во всем мире началась пандемия COVID-19. Снятие эпидемиологических ограничений, повышение деловой и туристической активности сыграло важную роль в восстановлении гостиничного рынка Прикамья. Впрочем, в связи с санкциями и ростом курса валюты отрасль снова ожидают непростые времена. Уже сейчас участники рынка говорят о значительном удорожании расходных материалов, используемых в бизнесе.
Пермские отели отчитались о финансовых результатах за 2021 год. Согласно сервису «СПАРК-Интерфакс», большинство крупнейших гостиниц Перми увеличили выручку и прибыль по сравнению с ковидным 2020 годом. Например, из убытков выбрались ООО «Нью Стар», АО «Отель Прикамье», ООО «Пилвар» (управляет Four Elements Perm), ООО «Пермтурист» (управляет крупнейшей пермской гостиницей «Урал»), ООО «Клио» (отель «Амакс» в Перми). «Нью Стар» более чем в два раза повысил выручку (с 58,2 до 92,4 млн руб.), «Отель Прикамье» — на 61,4% (до 77,2 млн руб.). На 86,3% нарастило выручку ООО «УК „Гранд отель“» (43,9 млн руб.), и почти в шесть раз — прибыль (46,1 млн руб.). Выручка «Пилвар» увеличилась на 66,4% (144,6 млн руб.). Примечательно, что «Пермтурист» на 63% снизил свою выручку по сравнению с 2020 годом (201,1 млн руб.). Почти все гостиницы увеличили или выручку, или прибыль по сравнению с доковидными 2018 и 2019 годами.
Местные отели несли убытки в связи с режимом самоизоляции в первой половине 2020 года. С послаблениями режима число постояльцев в отелях росло, а 5 августа краевые власти сняли ограничения с этого сегмента. Но с учетом действующих в регионе эпидемиологических ограничений заполняемость гостиниц была сниженной. К примеру, в октябре — начале ноября 2020 года загрузка отелей снизилась до 10–30%, а выручка упала на 30–70%. Весной 2021 года гостиницы работали с 50%-ной загрузкой.
Улучшение финансовых результатов отелей в 2021 году опрошенные участники рынка объяснили постепенным завершением пандемии COVID-19 и снятием серьезных ограничений в работе. Представитель Holiday Inn и Apri Hotel Сергей Сташков рассказал, что по итогам прошлого года эти отели тоже нарастили выручку и прибыль. Средняя заполняемость указанных отелей в минувшем году составила 55–56%. «В первую очередь улучшение результатов я связываю с эффектом низкой базы. В 2020 году, с началом пандемии, все показатели настолько упали, что после этого любой результат лучше ноля. Ну и в целом отрасль живет»,— заметил собеседник.
По словам директора гостиницы «Чусовская» Станислава Кернера, возглавляемый им отель в 2021 году на 15% повысил выручку и прибыль. Заполняемость «Чусовской» в 2020 году составляла около 25%, а в 2021-м — уже почти 30%. «В 2021 году мы запустили ряд новых номеров более высоких категорий. Гостиница прошла классификацию, получив категорию „две звезды“. Мы немного повысили цены. Кроме того, вырос трафик. Стало ездить больше людей»,— заметил Станислав Кернер. Собеседник подчеркнул, что в 2021 году, с ослаблением ковидных ограничений, в «Чусовской» увеличился поток «транзитников» — постояльцев, которые находятся в Чусовом проездом. Кроме того, на местные предприятия стало приезжать больше командировочных, которые тоже останавливаются в «Чусовской».
Владелец отелей New Star и City Star Александр Полев сообщил, что средняя заполняемость его отелей в 2021 году составляла около 70%. «Выше 70% заполняемость гостиницы быть не может. Потому что люди съезжают, заезжают — есть какой-то временной простой»,— пояснил Александр Полев. По мнению эксперта, тот факт, что ряд отелей в минувшем году показали результаты лучше, чем в доковидное время, связан с инфляцией.
Сергей Сташков не стал оценивать нынешнюю ситуацию на гостиничном рынке в связи с экономической ситуацией в стране, отметив лишь, что гости в Holiday Inn и Apri Hotel есть, но их количество «вызывает вопросы». Эксперт сообщил об удорожании расходных материалов в отрасли. По данным Станислава Кернера, цены на расходные материалы с конца февраля поднялись на 30–50%.
Александр Полев считает, что в связи с кризисом отрасль в этом году ждет дальнейший рост цен на расходные материалы, в том числе на продукты питания. «Все подорожает, и мы вынуждены будем цены поднимать»,— говорит владелец New Star и City Star. С ним солидарен и директор «Чусовской», прогнозирующий летом повышение цен в гостинице. Несмотря на это, господин Кернер полагает, что трафик в «Чусовской» останется на прежнем уровне.