«Он был громоотводом для националистов и других потенциальных критиков справа»
Зарубежные СМИ вспоминают Владимира Жириновского
Ведущие иностранные СМИ активно отреагировали на новости о смерти Владимира Жириновского. Наиболее интересные и яркие оценки его деятельности — в подборке «Ъ».
The Guardian (Лондон, Великобритания)
Владимир Жириновский был ультранационалистическим политиком, который с помощью грубости и хамоватого поведения культивировал образ эдакого признанного придворного шута в российском парламенте, в котором он заседал почти 30 лет. Почитатель Дональда Трампа, Жириновский переплюнул его в гомофобии, расизме, а также в оскорбительных высказываниях с сексуальным подтекстом в отношении известных женщин-политиков. Несмотря на все это... Жириновского терпели в парламенте в основном потому, что шансов на то, что он или ЛДПР когда-либо смогут прийти к власти, не было никаких.
Он изображал себя популистской «третьей силой», которая может дать россиянам надежду там, где первые коммунисты при Горбачеве, а потом реформаторы при Ельцине не справились... Многим россиянам нравились его человеческие качества.
Daily Mail (Лондон, Великобритания)
Жириновский учредил ЛДПР, название которой не вязалось с его ксенофобскими взглядами, в 1991 году, когда разваливался Советский Союз. И она стала первой официально признанной оппозиционной партией в стране. На протяжении всей своей карьеры он выступал со скандальными заявлениями, попадавшими на первые полосы газет, включая, например, его угрозы нанести ядерные удары по разным странам или отобрать у США Аляску. Он также призывал Москву расширить границы России, чтобы ее солдаты могли «омыть свои сапоги в теплых водах Индийского океана».
С официальной точки зрения либеральные демократы обеспечивали политическую конкуренцию. На деле же они, когда это было нужно, поддерживали президента. Кроме того, Жириновский оказался полезным Кремлю ради представления радикальных точек зрения для проверки общественной реакции…
Хотя влияние ЛДПР упало, сам Жириновский оставался живой фигурой, чьи комментарии воспринимались либо с энтузиазмом, либо с отвращением, но никогда — с безразличием.
Neue Zuercher Zeitung (Цюрих, Швейцария)
Во времени его кончины тоже есть нечто странно роковое: радикальная националистическая политика Жириновского неизменно была направлена в числе прочего против Украины, право на существование которой в качестве независимого государства он отрицал... Своими геополитическими мечтаниями он сформировал на Западе сомнительный образ возникающей из развалин Советского Союза России. Его радикальные высказывания об оппозиционерах, с которыми нужно обращаться как с преступниками, и его националистические надежды породили два противоположных восприятия: одни считали его опасным радикалом, другие — всего лишь клоуном. Но ни одно из (этих восприятий.— «Ъ») несправедливо. Одно было преувеличенным, потому что у него никогда не было реального влияния, второе недооценивало его. Вместе с главой коммунистов Геннадием Зюгановым Жириновский был важнейшим осколком... политической эпохи девяностых годов... Его политическое долгожительство показало, что эта эпоха длилась намного дольше... (Начало военной операции на Украине.— «Ъ») — это окончательный разрыв с Россией, которая в 1991 году двинулась в сторону свободы, но быстро запуталась в своем тяжелом наследии. Судьбе было угодно, чтобы смерть Владимира Жириновского стала буквально символом этого переломного момента.
Focus (Берлин, Германия)
С девяностых годов Жириновского называли «русским Гитлером». Он всегда делал много шуму своими экстремистскими тезисами. В этой стилистике Жириновский был весьма политически успешен. В качестве псведооппозиционера он поднялся до вице-спикера российского парламента, представлял его в Европарламенте. Но в последнее время он потерял голоса (избирателей.— «Ъ»), возможно, из-за того, что поддерживал вакцинацию от коронавируса.
Le Figaro (Париж, Франция)
Будучи крайне правым, Владимир Жириновский участвовал почти во всех президентских выборах в современной России, а его партия всегда была представлена в местных и национальных органах власти, выступая в роли громкого, но не мятежного оппонента. Именно его разглагольствования, его воинственные выпады и его невероятные выступления останутся в памяти россиян; как он бросал стакан воды во время дебатов, оскорбляя своего оппонента, сражался в зале парламента с депутатом...
Le Monde (Париж, Франция)
Интересно, был ли Жириновский счастлив в последние недели своей жизни?.. Он призывал... к окончательной конфронтации с Западом. Он мечтал о Третьей мировой войне, о «сожжении Парижа» и «уничтожении Берлина»». В конце декабря 2021 года во время одного из своих последних публичных выступлений он умолял «бомбить Киев» ночью 31 декабря… Увы, этот столп российской политической сцены заразился COVID-19 еще до начала российской «военной спецоперации» на Украине.
Он утверждал, что еще в начале января сделал себе восьмую дозу вакцины против коронавируса. Стоит ли ему верить? В случае с этим скоморохом, превратившим оскорбления в свой почерк, а чрезмерные обещания — в признак лояльности Владимиру Путину, ни в чем нельзя быть уверенным.
The Washington Post (Вашингтон, США)
Господина Жириновского многие называли напыщенным шутом и фанатиком со склонностью к агрессивному поведению в отношении женщин и журналистов. Однако он чрезвычайно эффективно выживал на политической сцене России на протяжении трех десятилетий, фанатично захватывая воображение народа среди других, по преимуществу бесцветных политиков.
Ниша, которую он заполнял, представляла хоть и небольшую, но важную часть российского населения, которая была возмущена и сбита с толку темпами перемен после распада Советского Союза в декабре 1991 года. Господин Жириновский сыграл на чувствах зависти, страха, ностальгии и обиды. У него был инстинкт на эффектные заявления по ТВ, и в своих эмоциональных воззваниях к россиянам, произносимых характерным хриплым голосом, он называл себя «последней надеждой обманутых и униженных людей».
«Таких людей, как я, не хватает всем — и Сталину, и Путину, и Медведеву»
Владимир Жириновский в ответах «Ъ» 1997–2019 гг.
The New York Times (Нью-Йорк, США)
Его паясничанье три десятилетия держало его в центре внимания в России, а его когда-то маргинальные взгляды об имперской экспансии стали общепринятыми после (начала военной операции на Украине.— «Ъ»). В среду умер Владимир Жириновский, ветеран российской политики, который играл в тщательно управляемой Кремлем политической системе одновременно роль ультранационалиста-подстрекателя и клоуна-провокатора.
Господин Жириновский сделал это (победил на выборах в Думу в 1993 году.— «Ъ»), осудив эксцессы как коммунистического прошлого, так и зарождающейся клептократии, но больше он никогда не достигал такого успеха. Господин Жириновский неоднократно проигрывал президенту Путину на президентских выборах. Тем не менее он оставался центральным игроком путинской системы «управляемой демократии», в которой партии, номинально являвшиеся оппозиционными, на самом деле служили Кремлю.
По мнению аналитиков, роль господина Жириновского состояла в том, что он был громоотводом для националистов и других потенциальных критиков справа, привлекая своего рода протестные голоса, несмотря на его верную поддержку господина Путина по ключевым вопросам. Он не противоречил Кремлю, когда в 2020 году тот убрал популярного губернатора, избранного от его партии, что привело к многомесячным уличным протестам. Кажется, господин Жириновский поддерживал жизнь в своей партии только силой своей личности и умел выражать раздражение простых россиян крушением их статуса великой державы.