Google ограничили в рекламе
Какие меры введены в отношении YouTube и других сервисов корпорации
Роскомнадзор запретил компании Google рекламировать свои ресурсы в России. Речь идет о шести сервисах: поиск Google, Google Play, YouTube, YouTube Music, Google Chat и Gmail. Как уточнил регулятор, ограничение связано с многочисленными нарушениями корпорацией российского законодательства. Что значит запрет для Google? И как ограничение отразится на российском бизнесе? Расскажет Даниил Бабкин.
Роскомнадзор ввел против Google так называемые «меры понуждения». В них включены два пункта: запрет на рекламу и маркировка сервисов корпорации. Последнее требование придется выполнять российским компаниям, в первую очередь поисковым сервисам. Например, в скором времени так начнет работать «Яндекс».
Пользователи будут получать сообщение, что они пользуются услугами сервиса, нарушающего законы, пояснил управляющий партнер Коллегии медиа-юристов Федор Кравченко: «В тех ситуациях, когда ресурсы Google будут появляться в результатах поиска других поисковых систем, они должны будут иметь пометку о том, что Google нарушает требования законодательства.
Это наименее болезненная для пользователей форма наказания интернет-сервисов, в отличие, например, от блокировки или замедления.
В данном случае речь идет просто о дополнительной плашке, и никаких изменений для пользователей это не влечет».
В марте IT-гигант приостановил продажу рекламы в своих сервисах на территории России. Тогда с трудностями столкнулись бизнес и блогеры. Последние потеряли монетизацию YouTube, а предприниматели лишись контекстной рекламы.
Новые требования Роскомнадзора обяжут компании быть осторожней и при публикации контактной информации, говорит юрист практики защиты репутации и информации АБ «А-ПРО» Марина Кельбах: «Именно для пользователей, например, компаний, которые размещают на своем сайте почту Gmail, то для них нет никаких рисков привлечения к ответственности. Если ссылка на YouTube-канал, лучше указывать плашку о том, что Google LLC нарушает российское законодательство».
По последним данным СПАРК, доходы Google в России в 2019 году составили 85 млрд руб. Это примерно 1% от глобальной выручки корпорации. Чистая прибыль IT-гиганта в нашей стране — более 1,5 млрд.
Но зарабатывали на американской компании и российские игроки: по подсчетам портала AdIndex в 2021 году Google потратила на рекламу более 240 млн руб.
Теперь отечественный бизнес недосчитается этих денег, констатирует преподаватель Свободного университета, IT-эксперт Александр Исавнин: «Как "Яндекс" рекламирует себя в YouTube, например, так и Google свою поисковую систему на других площадках.
Для Google все это однозначно как слону дробина. При этом "Яндекс" и "ВКонтакте" не получат рекламные деньги от американской корпорации».
Корпорация, как отмечают собеседники “Ъ FM”, может и полностью уйти с российского рынка. В том числе и из-за множества штрафов. Только за 2021 год компания выплатила более 32 млн руб. за размещенный контент. А затем Таганский суд назначил Google оборотный штраф более чем в 7 млрд руб. за неудаление запрещенных материалов.