Семена опередили санкции
Регионам Черноземья этой весной не грозят проблемы с посевным материалом
Благодаря заблаговременной закупке семян регионы Черноземья избежали существенных проблем с посевным материалом перед началом весенних полевых работ. Вопросы возникли лишь по поставке отдельных гибридов из-за рубежа, но речь идет о небольшой доле семян, которую аграрии готовы заместить продукцией отечественной селекции. В перспективе сложности могут возникнуть с семенами сахарной свеклы, кукурузы и подсолнечника, где преобладает иностранная селекция. Участники рынка по-разному оценивают перспективы вероятного перехода на отечественные сорта, опасаясь, что он может привести к снижению урожаев.
Департамент аграрной политики Воронежской области сообщил 4 апреля о начале весенних полевых работ в одном из самых южных районов Черноземья — Богучарском. Там начался сев ячменя и суперэлитных сортов яровой пшеницы. В департаменте рассказали, что проблем с поставками семян нет: «Руководители компаний заверили в максимально прилагаемых ими усилиях по поставкам законтрактованных и дополнительных объемов семян и средств защиты растений».
Еще 1 марта воронежские власти рассказали о заготовке к посевной кампании 113% от необходимой потребности семян яровых зерновых и зернобобовых культур. 18 марта курирующий АПК областной вице-премьер Виктор Логвинов пояснил, что воронежские аграрии привыкли покупать не только отечественные, но и импортные семена, хотя в регионе действуют 22 семеноводческих хозяйства: «Спрос на их продукцию есть у хозяйств как Воронежской области, так и соседних регионов. В 2021 году в Павловске открыли производство семян компании Lidea. Три года назад открылся завод "Агротех-гарант" в Рамонском районе, в Павловском районе работает завод "Апротек" ("Агрофирма Павловская нива".— «Ъ»). Все предыдущие годы мы работали над тем, чтобы обеспечить себя и уйти от импорта».
По данным «Ъ-Черноземье», в 2019 году доля импортных семян в регионе оценивалась в 99% по сахарной свекле, более 92% по картофелю и более 85% по кукурузе на зерно. Минсельхоз, по сведениям «Ъ-Черноземье», добивался засева 8% полей под сахарной свеклой семенами отечественной селекции. В 2020 году семена сахарной свеклы воронежской селекции уступили по показателям только одному французскому гибриду.
Как выяснил «Ъ-Черноземье», в других регионах Черноземья ситуация схожа. В Белгородской области в 2021 году на импортные семена приходилось 43,5% посевов зерновых и зернобобовых, 51% масличных и 91% сахарной свеклы, сообщили «Ъ-Черноземье» в областном минсельхозпроде. На конец марта 2022 года субъект был обеспечен семенами яровых зерновых и зернобобовых культур почти на 95%, масличными — на 98%, сахарной свеклы — 77%.
В Курской области доля импортных семян по кукурузе и сахарной свекле достигает 90%, рассказали „Ъ“ в администрации региона: «Вместе с тем основной их объем был законтрактован еще в конце прошлого года и поступает в хозяйства». «По семенам яровых зерновых и зернобобовых культур на весенний сев вопросов нет,— подчеркнули в областной администрации.— Они имеются в хозяйствах для посева в полном объеме — около 83 тыс. т. В целях проведения сортосмены и сортообновления приобретено около 4 тыс. т семян элиты».
На конец марта обеспеченность Курской области семенами кукурузы составляла 87%, сахарной свеклы — 83%, рапса — 93%, подсолнечника — 90%, сои — 95%, прорабатывалось обеспечение хозяйств недостающими семенами.
«Вопросы», связанные с санкциями, возникли по поставке отдельных гибридов из-за рубежа: к условиям контрактов пришлось апеллировать в переговорах с Pioneer, KWS, Syngenta, Bayer. По семенам гибридов, поставки которых из стран Евросоюза сорвались, с фирмами-поставщиками провели работу по замене на другие гибриды иностранной селекции, которые находились на складах в РФ.
На случай недопоставки импортных семян начались обсуждения возможных поставок с воронежским ООО «Золотой початок» и семеноводческими предприятиями Белгородской области, занимающимися производством раннеспелых гибридов кукурузы, а по семенам подсолнечника — с белгородским Вейделевским научно-производственным институтом селекции и семеноводства подсолнечника.
Липецкая область зависит от импортных семян сахарной свеклы на 95%, масличных — на 40-45%, зерновых и зернобобовых — до 1%. На конец марта аграрии региона были на 100% обеспечены семенами яровых зерновых и зернобобовых, на 90% — сахарной свеклы, на 70% — кукурузы и масличных. При этом зарубежные семена были завезены на территорию РФ, рассказали „Ъ“ в управлении сельского хозяйства региона: «Потребность в недостающих при необходимости будет закрыта семенами отечественной селекции».
В Орловской области доля импортных семян наиболее велика по рапсу (99%), подсолнечнику на зерно (98%), сахарной свекле (95%). По кукурузе она составляет 76%, по сое — 50%, по зерновым и зернобобовым — 1%. На конец марта было подготовлено 90 тыс. т семян яровых зерновых и зернобобовых культур собственного производства (100% потребности). Для сортосмены и сортообновления заготовлено 3 тыс. т семян яровых зерновых культур и сои.
Есть в регионе и семена на продажу собственного производства — яровой пшеницы, сои, гороха, ячменя, овса, гречихи и других культур. Закуплено 3 тыс. т семян и гибридов культур, не производимых в регионе,— рапса, сахарной свеклы, подсолнечника, зерновой и силосной кукурузы.
В Тамбовской области доля импортных семян в 2021 году составляла 93% по сахарной свекле и подсолнечнику, 83% по сое, 60% по зерновым и зернобобовым, сообщили „Ъ“ в региональном филиале Россельхозцентра. В областной администрации отметили, что большинство используемых семян зарубежной селекции произведены на территории России. На конец марта регион был на 100% (без учета страхового фонда, составляющего еще 10%) обеспечен семенами зерновых и зернобобовых, на 55% — семенами подсолнечника, на 60% — семенами сахарной свеклы. «По подсолнечнику и сахарной свекле законтрактованы все объемы, поставка продолжается»,— поясняли „Ъ“ в обладминистрации.
Начальник научного отдела ООО «Золотой початок» Марина Шахова напоминает, что невозможно говорить об абсолютном превосходстве конкретного импортного гибрида над отечественным или наоборот — если гибрид внесен в реестр по конкретному региону, то он «в любом случае лучше стандарта»: «Нельзя сказать, что какой-то гибрид плохой, какой-то хороший — выбирают подходящий для конкретных условий. Условия могут отличаться даже на соседних полях».
При этом в компании отмечают, что в последнее время «спрос на отечественные семена однозначно вырос»: «Семена кукурузы отечественной селекции немного недооценивались аграриями, хотя конкретно по нашим гибридам кардинального отличия по урожайности и качественным показателям по сравнению с импортными нет».
Директор воронежского ЗАО «Агрофирма Павловская нива» (занимается растениеводством и управляет частным селекционным центром) Иван Савченко подчеркивает, что даже в случае полного прекращения поставок семян импортной селекции «ни один гектар в России незасеянным не останется»: «Вопрос в том, чем все будет засеяно и насколько снизятся валовые сборы — а к этому надо быть готовым. Отечественная селекция пока проигрывает иностранной. За селекцию у нас отвечает государство — это расходная статья бюджета, тогда как в западных странах ею занимаются частные компании. Результат этого — заявления наших чиновников, что в селекции все хорошо. А это не так. Невозможно достичь уровня западной продукции при нашем финансировании, зарплатах наших селекционеров, уровне используемой ими техники».
«За результаты селекции должен платить аграрий как выгодополучатель,— полагает Иван Савченко.— Система сбора роялти, платежей за интеллектуальную собственность (а каждый сорт — это интеллектуальная собственность) должна была заработать еще в 1990-х. Государству нужно организовать эти условия (которые никаких затрат из бюджета не потребуют), а не говорить, что аграрии просто не понимают преимуществ наших семян над зарубежными. А, как предлагают некоторые, "повесить" сейчас железный занавес, чтобы сеять только семена отечественной селекции, — это не помочь отрасли, а законсервировать ее».