Стоп-машина

Пермский авторынок в марте сократился более чем вполовину

Регистрация новых автомобилей в Прикамье в марте упала на 57%. Пока сокращение продаж авто в регионе происходит чуть медленнее, чем по стране в целом, но, по прогнозам автодилеров, в скором времени ситуация может ухудшиться. Снижение продаж в салонах объясняют прекращением отгрузок импортных и отечественных машин, а также отсутствием интереса со стороны покупателей на фоне неустойчивой экономической обстановки. В том, что авторынок быстро восстановится после ее стабилизации, предприниматели не уверены, но надеются, что отложенный спрос этому поспособствует.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

По данным аналитического агентства «Автостат», в марте в Пермском крае было зарегистрировано 929 новых легковых автомобилей, что на 57% меньше, чем в аналогичный период 2021 года (тогда было зарегистрировано 1608 новых машин). В целом по России авторынок в марте текущего года упал на 62,9%.

Сильнее всего в Прикамье в прошлом месяце снизились продажи Suzuki (–73,3%), Skoda (–63,6%), Kia (–62,8%), Renault (–61,6%), UAZ (–59%) и Lada (–56,9%). Относительную устойчивость продемонстрировали Hyundai (–1,1%), Toyota (–15,7%), Chevrolet (–18,2%) и Haval (–19,4%).

Ряд брендов показали рост, но нужно отметить, что среди них оказались марки, объемы продаж которых в крае в принципе небольшие. Так, новых автомобилей Tesla в марте было зарегистрировано пять штук против одного автомобиля в марте 2021-го (+400%), продажи Genesis к году увеличились с одного до трех автомобилей (+200%), Jeep — с двух до трех (+50%), Exeed — с шести до девяти, Porsche — с восьми до 12 (+50%).

Генеральный директор компании VERRA (Toyota, Lexus, Porsche) Анна Бояршинова объясняет общее падение авторынка тем, что с 1 марта многие производители как иностранных, так и российских брендов приостановили отгрузки автомобилей в дилерскую сеть. «Практически у всех иностранных производителей был остановлен экспорт, а локализовавшиеся в России автомобильные бренды сейчас испытывают проблемы с логистикой из-за санк­ций»,— поясняет госпожа Бояршинова. Рост регистрации Porsche, по ее словам, связан с тем, что компании удалось привезти большинство заказов до прекращения отгрузок. «По другим автомобилям комментировать сложно, скорее всего, это связано с наличием автомобилей на складе дилеров. Автомобиль Tesla случайно попал в парк продаж, так как он не имеет официального представителя в регионе. Возможно, это просто перерегистрация транспорт­ного средства на физическое лицо»,— предполагает глава VERRA.

Более медленное падение пермского авторынка по сравнению с общероссийским управляющий автохолдингом «Экскурс» Роман Кибасов связывает как раз с тем, что в регионе имелись запасы автомобилей на складах. «Но думаю, в скором времени показатели выровняются, и даже не исключено, что у нас будет ситуация несколько хуже, чем по стране в целом»,— полагает господин Кибасов.

Руководитель компании «Форвард-Авто» (Lada, Mitsubishi, Volkswagen) Рустам Бахтияров сообщает, что запас автомобилей все еще есть. «У нас на данный момент в наличии автомобили всех представленных в нашем портфеле марок. Дело сейчас даже не столько в отсутствии товара, и не в росте цен, а в том, что нет спроса. Люди не готовы совершать такие крупные покупки»,— считает господин Бахтияров.

Удержаться на рынке, по мнению предпринимателей, помогут продажи автомобилей с пробегом и оказание сервисных услуг. При этом они отмечают, что с поставками комплектующих тоже возникли сложности — иностранные автопроизводители прекратили отгружать не только машины, но и запчасти. Однако, по словам Анны Бояршиновой, проблему удалось решить: «Сегодня могу с уверенностью сказать, что мы осуществим технический и кузовной ремонт на автомобилях наших клиентов: на складах есть достаточное количество необходимых запчастей как оригинальных, так и альтернативных производителей».

Насколько быстро восстановится рынок даже при полном возобновлении отгрузок импортных и отечественных автомобилей, дилеры затрудняются спрогнозировать. «На возможность приобретения автомобиля влияет множество факторов: процентные ставки, имущественные налоги, стоимость бензина и сервисного обслуживания, доступность необходимых комплектующих для ремонта — все это тесно связано с доходами конкретных компаний и физических лиц. Сейчас ситуация меняется ежедневно, и дать оценку не смогут даже самые лучшие эксперты в области аналитики, прогнозирования и разработки стратегий»,— говорит Анна Бояршинова. По мнению Романа Кибасова, восстановление вряд ли будет стремительным, поскольку произошедшее из-за роста курса валют удорожание автомобилей не будет способствовать высокой покупательской способности. Рустам Бахтияров настроен более оптимистично и считает, что при стабилизации экономической обстановки авторынок быстро вернется в прежнее состояние, так как даст эффект отложенный спрос.

Екатерина Артемова

Вся лента