Повышать нельзя наказывать
Партнер адвокатского бюро КРП Виктор Глушаков о регулировании ситуации с ценами
Повышение цен практически на все виды товаров – ожидаемая и вполне обоснованная реакция на то, что сейчас происходит в геополитике. Разрыв логистических цепочек, отказы от исполнения обязательств, волатильность на валютном рынке – факторы, которые объективно влияют на увеличение цены.
На эту ситуацию оперативно отреагировала антимонопольная служба, сообщив о проверке обоснованности подорожания сразу нескольких категорий товаров.
В чем тут смысл и может ли ФАС помочь сдержать цены?
Поскольку мы живём во время рыночной экономики, государство не вправе вмешиваться в свободное ценообразование (за исключением ряда отраслей), но вправе контролировать соблюдение конкуренции, которая, по сути, ценами и управляет. Во время кризиса, обуславливающего повышение цены, антимонопольный орган выступает гарантом того, что рост стоимости является экономически обоснованным, а не связанным с недобросовестным желанием бизнеса получить излишнее обогащение на фоне возросшего спроса.
При этом регулятору важно соблюсти баланс, выявляя исключительно факты антиконкуретного поведения, которое запрещено законом, но не вмешиваясь в вопросы ценообразования, выходящие за рамки существующих нарушений.
Простой пример. Фермер, выращивающий сахарную свеклу на собственном хозяйстве, не обладающий рыночным превосходством, вправе устанавливать совершенно любую закупочную цену на свой продукт. В том числе и завышенную, по сравнению с рынком, в десятки раз. В случае завышения цены рынок не примет его товар – посредники откажут в покупке, ориентируясь на куда меньшую стоимость аналогичного товара у конкурентов.
Другое дело, когда этот фермер занимает больше 35% рынка сахара и своим необоснованным повышением цен он двигает по стоимости весь рынок. В данном случае поставщики не в состоянии отказаться от его продукции, так как это может вызвать дефицит, а остальные игроки вынуждены поднимать цены или уходить, если не смогут конкурировать дальше. Аналогичным образом это работает в случае, если несколько фермеров, договорились между собой и таким же образом влияют на рынок.
Вот в такой ситуации и подключается антимонопольная служба.
Если говорить о современной ситуации, крупные ритейлеры, производители продуктов питания первой необходимости, торговые сети, реализующие бытовую технику и компьютеры – все эти игроки являются крупными и либо самостоятельно, либо в группе способны влиять на рынок. В случае, если ФАС не увидит обоснованности в повышении цен, то вероятнее всего регулятор начнет искать признаки антимонопольных нарушений, суть которых сводится к ценообразованию, выстроенному вопреки законам рынка и конкуренции.
Но в этой борьбе ФАС главное не перегнуть палку. По собственному опыту в период локдауна знаю, что множественные проверки и запросы антимонопольной службы могут парализовать работу всего юридического блока, бухгалтерии и отдела закупок.
Более того, некоторые виды товаров, тот же сахар, продавцы и без кризиса реализовывали себе в убыток, компенсируя его стоимость за счет повышения цены на другие виды товаров. Однако сейчас сделать так же уже не удастся.
Высока вероятность, что регулятор не поймет этого, что грозит бизнесу делами о нарушении антимонопольного законодательства и потенциальными оборотными штрафами. От 1 до 3 % от оборота, если не было прямой договоренности с конкурентами. А если был сговор на повышение цены – до 15% от оборота.