Не время отдавать
Исковую кампанию ФНС в Черноземье остановил мораторий на банкротство
Начавшийся с 1 апреля мораторий на банкротства юридических и физических лиц не дал Федеральной налоговой службе (ФНС) развить начавшуюся в нескольких регионах Черноземья кампанию исков о признании злостных неплательщиков банкротами. Суды не успели принять заявления к производству, теперь они будут возвращены без рассмотрения. Должники останутся защищенными государством до 1 октября. Эксперты предупреждают, что это время они могут потратить на защиту от рисков и вывод активов.
Налоговики в ряде регионов в конце февраля вновь инициировали крупную кампанию исков о признании должников банкротами, отметили несколько собеседников «Ъ-Черноземье» в юридическом сообществе. Так, в арбитражный суд Воронежской области региональное управление ФНС подало с 24 февраля по 3 марта 63 иска о несостоятельности к компаниям и жителям региона.
Крупных и лидирующих на своих рынках предприятий в этом перечне должников нет — ответчиками выступают небольшие строительные фирмы, автосервисы, салоны красоты, проектные организации, управляющие компании и сельхозорганизации. Из известных участников рынка — только структура уже попавшего под угрозу банкротства воронежского производителя круп «Метака» ООО «Метака хлеб». Сумма задолженности по поданным искам не раскрывается.
В Белгородской области налоговики в конце февраля – начале марта подали порядка 20 заявлений о банкротстве, оценить более точное их число затруднительно из-за особенностей картотеки местного суда — он не указывает ФНС как истца до начала фактического рассмотрения дела. В числе прочих компаний белгородские налоговики потребовали обанкротить ООО «Белгородский нефтеперерабатывающий завод». Его сотрудники в 2019 году записали сразу три видеообращения к президенту о невыплате зарплаты. Долг предприятия по налогам оценили в 37,47 млн руб.
Налоговики в Курской области с 24 февраля по 3 марта заявили в региональный арбитраж 19 дел к компаниям. В Тамбовской области таких исков за аналогичный период было 13.
В Липецкой и Орловской областях заметной исковой кампании ФНС не начинала — с 24 февраля были поданы семь и два иска соответственно.
Суд не сможет рассмотреть все поданные черноземными УФНС за последнее время заявления из-за введенного правительством с 1 апреля всеобщего моратория на банкротства. По его условиям кредиторы до 1 октября лишены права подавать заявления о банкротстве юридического или физического лица, при этом возможность заявить о собственной несостоятельности остается.
Отклоняться, что важно для требований УФНС, будут и поданные до даты введения моратория заявления, если они не были до 1 апреля приняты к производству.
По банкротным искам налоговиков арбитражи в Черноземье производства пока не начинали. В подавляющем большинстве случаев после подачи суды оставляли их без движения из-за нехватки части необходимых документов.
К примеру, поданное 2 марта заявление воронежского УФНС о признании банкротом ООО «Метака хлеб» 10 марта было оставлено без движения до 8 апреля, поскольку ведомство якобы не представило «обоснования», а именно требования об уплате налога и постановление о взыскании задолженности. Также не были представлены, по мнению суда, доказательства «обнаружения в достаточном количестве имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу».
Аналогичные определения воронежский арбитраж выносил по многим другим искам. Он уже начал возвращать так и не принятые к производству заявления УФНС, по которым нужные документы в срок не предоставили.
В воронежском управлении ФНС заверили «Ъ-Черноземье», что подача исков о банкротстве была приостановлена налоговиками заранее, «за месяц до введения моратория». «Но если судом уже возбуждено дело о банкротстве, то есть соответствующее заявление принято к рассмотрению, то, конечно же, признаки несостоятельности продолжат устанавливаться»,— сказали в УФНС.
В ответ на вопрос «Ъ-Черноземье» о том, как изменилась с 24 февраля налоговая дисциплина воронежского бизнеса, в ведомстве уточнили: «Рост должников, отвечающих признакам банкротства, не отмечается».
Управляющий партнер юридической компании «Центральный округ» Дмитрий Просвирин полагает, что целью такой кампании налоговиков далеко не во всех случаях было проведение банкротств организации. Они стремились «реализовать потенциал упрощенного привлечения к субсидиарной ответственности реальных бенефициаров и обращения взыскания на их имущество», считает эксперт.
«Начало кампании не стоит привязывать к событиям последних полутора месяцев, по всей видимости, это был один из раундов массовой подачи исков, к которым налоговики прибегают, чтобы привести в чувство злостных неплательщиков. Сейчас он просто совпал с кризисом. Да, условия моратория делают все непринятые к производству заявления бесперспективными с точки зрения проведения самой процедуры, но достаточными для последующего привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и в условиях моратория»,— сказал господин Просвирин.
«С другой стороны, на период моратория фирмы-должники получили законную паузу, и логично предположить, что несостоявшиеся банкроты будут до октября готовиться защищать свои интересы, а в крайних случаях — выводить активы любыми возможными способами»,— добавил эксперт.
Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт, напротив, склонен считать, что «возросшую исковую активность ФНС можно связать со стремлением успеть инициировать банкротства в отношении крупных должников в сложной ситуации в экономике».
«Действенных методов по борьбе со злостными неплательщиками немного, кроме банкротства, начисление пеней и исполнительное производство. Но в рамках поддержки бизнеса правительство снизило пени до всего 1/300 ключевой ставки, а применение ее повышенного размера по истечении 30 дней просрочки и вовсе заморожено. А в отношении исполнительного производства тоже действует полугодовой мораторий»,— напомнил господин Иккерт.
Партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Олег Пермяков полагает, что после окончания моратория стоит ждать роста числа банкротств, но он не будет значительным: «Заявления в октябре подадут те кредиторы, которые и так намеревались это сделать в ближайшее время. Неплатежеспособным должникам лучше обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротами самостоятельно — иначе кредиторы сделают это за них при первой возможности».