В Петербурге прибавится «Витязей» и «Богатырей»
Город заключил контракт на поставку 81 трамвая с «ПК Транспортные системы»
Компания по производству городского электротранспорта, ООО «ПК Транспортные системы» (ПКТС), подписала контракт с комитетом по транспорту Санкт-Петербурга на поставку 81 низкопольного трамвая. Договор на сумму 11,62 млрд рублей заключили без проведения конкурса. Эксперты обращают внимание на то, что условиями заключенного контракта допускается уменьшение количества поставляемых вагонов.
В пресс-службе ПКТС сообщили, что с сентября 2022 года по ноябрь 2023 года компания изготовит для Петербурга 23 двухсекционных трамвая 71–923М «Богатырь-М» и 58 трехсекционных 71–931М «Витязь-М» в стандартном и двустороннем исполнении. Согласно договору, стоимость одного «Богатыря-М» составляет 119,8 млн рублей, стандартного «Витязя-М» — 143,3 млн рублей, двустороннего «Витязя-М» — 155 млн рублей.
В 2022 году город выделит на оплату работ по контракту 4,66 млрд рублей, в 2023 году — 6,96 млрд рублей. Финансирование будет осуществляться за счет средств федерального инфраструктурного кредита, соглашение о предоставлении которого было подписано в январе 2022 года: Петербургу выделяется 24,2 млрд рублей на 15 лет под 3% годовых для выполнения трех проектов в области транспорта. В их числе обновление подвижного состава СПб ГУП «Горэлектротранс»: до конца 2023 года планируется приобрести 169 трамвайных вагонов.
Кузовная сборка трамваев «Богатырь-М» и «Витязь-М» будет происходить на Тверском механическом заводе электротранспорта, итоговая — в Санкт-Петербурге на НЗЭТ имени Пироцкого (оба предприятия входят в ПКТС), а после тестовых испытаний и обкатки вагоны будут передаваться заказчику, уточнили в пресс-службе ПКТС.
В компании подчеркнули, что абсолютное большинство комплектующих для трамваев изготавливается российскими производителями, но также не исключили возможных проблем с исполнением контракта. «Что же касается риска срыва поставок иностранными партнерами, то он, безусловно, присутствует, однако мы работаем на опережение и ищем альтернативных поставщиков. Успехи в этом направлении уже есть»,— отметил генеральный директор ПКТС Александр Дубровкин.
Это не первая попытка города найти поставщика трамваев: в феврале комитет объявил конкурс на аналогичное количество вагонов с той же начальной максимальной ценой контракта — 11,62 млрд рублей. Аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок. Однако в тот же день, когда подводились итоги неудачного конкурса — 25 марта — правительство Санкт-Петербурга приняло постановление № 243, регламентирующее прямые закупки у единственного поставщика вне конкурса до 31 августа 2022 года. В перечень товаров и услуг, помимо лекарств, медицинских изделий и лизинга вагонов метрополитена, вошли и трамвайные вагоны.
Ранее, в феврале 2022 года, ПКТС подписала контракт с «Горэлектротрансом» на поставку 54 двухсекционных трамваев «Богатырь-М» и трех трехсекционных «Витязь-М». В соответствии с договором первые шесть единиц будут переданы заказчику до 31 мая 2022 года. В настоящее время, с учетом нового контракта, ПКТС занимается производством 138 трамваев для Санкт-Петербурга на общую сумму 18,52 млрд рублей. В пресс-службе «Горэлектротранса» уточнили, что к концу 2023 года доля продукции ПКТС в парке предприятия составит около 27% — 191 вагон из 707 единиц.
По данным «СПАРК-Интерфакс» ООО «ПК Транспортные системы» зарегистрировано в октябре 2013 года, уставный капитал составляет 250 млн рублей. Основным собственником является Perfasont Investing Inc (Британские Виргинские острова) через кипрский офшор Tadorix Consaltants Limited и ООО «Холдинг "Транскомпонент"» (60%). Выручка за 2020 год составила 10,56 млрд рублей, чистая прибыль — 1,6 млрд рублей. По итогам последних пяти лет на долю Санкт-Петербурга приходится 40% портфеля госзаказов компании. Холдинг «Транскомпонент» вместе с АО «Трансмашхолдинг» Андрея Бокарева владеют брянским АО «ПО "Бежицкая сталь"» (через «Интегрированную вагоностроительную компанию»).
ПКТС могла получить контракт на максимальную сумму в 11,62 млрд даже в том случае, если бы была единственной принявшей участие в аукционе: в этом случае договор заключается по максимальной цене контракта с единственным участником, хотя сам конкурс признается несостоявшимся. В компании отказались комментировать, почему был сделан выбор в пользу внеконкурсного контракта, но главный редактор портала «ТранспортСПб» Владислав Булгаков отмечает, что особенность заключенного договора в том, что по нему количество поставленных вагонов может измениться в меньшую сторону. «Таким образом, производитель никак не пострадает финансово в случае увеличения цен на комплектующие, а город не останется без крупной партии новых вагонов и освоит средства инфраструктурного бюджетного кредита»,— говорит эксперт.
Источник «Ъ-СПб» в транспортном блоке Смольного подтвердил, что в подписанном договоре используется формула цены контракта, при использовании которой общая сумма остается неизменной, но количество поставляемой продукции может уменьшаться из-за существенного роста себестоимости.