Колейность привела в суд
Минтранс Самарской области возобновил тяжбы с «Самаратрансстроем»
Министерство Самарской области вновь обратилось в арбитражный суд с иском к одному из крупнейших подрядчиков — ООО «Самаратрансстрой». Чиновники пытаются добиться от компании гарантированного обслуживания отремонтированных ею дорог. В ноябре прошлого года из-за колеи на ул. Демократической в Самаре произошло ДТП с двумя погибшими. После инцидента минтранс подал иски к «Самаратрансстрою», но вскоре их отозвал. Депутат Госдумы Александр Хинштейн считает, что областное министерство в сговоре с подрядчиком. Депутаты областной думы утверждают, что подрядчик не виноват.
Арбитражный суд Самарской области принял к производству три из четырех исков регионального министерства транспорта и автомобильных дорог, возглавляемого Иваном Пивкиным, к ООО «Самаратрансстрой» (СТС). Минтранс требует обязать компанию устранить колейность ранее отремонтированных ею дорог в рамках гарантийного обслуживания. Речь идет об ул. НовоСадовой (от ул. Полевой до пр. Кирова), Московском шоссе (от пр. Кирова до АЗС «Роснефть») и Волжском шоссе (от Красноглинского шоссе до ул. Демократической). Масштабный ремонт инфраструктуры был одним из этапов подготовки Самары к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Общая стоимость трех соответствующих госконтрактов, заключенных в 2015–2016 гг., составляет около 8 млрд руб. Дороже всего — 6,6 млрд руб.— стоила реконструкция Московского шоссе со строительством тоннеля.
В 2015 году ФАС России несколько раз отменяла результаты выигранных СТС торгов из-за жалоб других строительных компаний, включая итальянскую Salini Impregil, предложившую более низкую цену, но контракт в итоге все равно достался «Самаратрансстрою». Позже компания получила несколько штрафов за нарушение сроков и других условий контракта.
• ООО «Самаратрансстрой» зарегистрировано в Самаре в 2011 году. По данным «СПАРК-Интерфакс», собственником организации является Олег Дорошенко. Руководит компанией Сергей Сурков. В 2021 году сумма выигранных СТС 22 госконтрактов превысила 9,9 млрд руб. Годом ранее компания получила 15 контрактов на общую сумму более 4,5 млрд руб. Выручка «Самаратрансстроя» в 2020 году превысила 5,5 млрд руб. Финансовая отчетность за 2021 год не опубликована.
• В ноябре прошлого года на ул. Демократической, отремонтированной «Самаратрансстроем» к ЧМ18, внедорожник с первой дорожной полосы вынесло в кювет. Водитель автомобиля и пассажир погибли на месте. Как позже выяснилось, причиной трагедии стало некачественное дорожное полотно — на нем образовалась колея длиной 100 м и глубиной три см. Аналогичное углубление той же протяженности имелось и на второй полосе. Глубина колеи составляла 2,2 см, следовало из документа ГИБДД.
Как тогда сообщил депутат Госдумы РФ от Самарской области Александр Хинштейн, до случившегося ГИБДД требовало от минтранса провести гарантийный ремонт на участке. «От самарского минтранса несколько лет добивались гарантийного ремонта именно этого участка ул. Демократической. Как теперь выясняется, еще в феврале 2020 года замминистра транспорта СО Андрей Спиридонов (в начале 2022 года покинул пост. — «Ъ») публично обещал „провести диагностику и замеры“ участка на Демократической и решить вопрос с ремонтом»,— написал депутат в Telegram. Как отметил парламентарий, «объяснить подобные действия минтранса чем-либо, кроме коррупционного сговора», он не в силах.
Как отмечает депутат Самарской губернской думы, член комитета по строительству, транспорту и автомобильным дорогам Геннадий Говорков, проблема колейности на магистральных улицах возникает не по вине подрядчика, а из-за их перегруженности. «Если зреть в корень, то колейность возникает тогда, когда трафик превышает пропускную способность участка дороги, рассчитанную при ее проектировании и учитываемую при подготовке к ремонту. Исходя из нормативной нагрузки инженеры минтранса рассчитывают количество строительных материалов. На ул. НовоСадовой, Московском и Волжском шоссе транспортный поток очень высокий, и количество автомобилей постоянно растет. Для того чтобы, например, утверждать, что „Самаратрансстрой“ использует некачественные материалы, должны быть соответствующие выводы независимой лаборатории». Депутат губдумы Андрей Мурзов добавляет, что срок гарантийного ремонта с дорогах с интенсивным движением не должен превышать двух лет. «В Москве, к примеру, гарантийное обслуживание дорог со схожим трафиком составляет около двух лет. У нас же этот срок черезмерно завышен. Тем не менее, подрядчики не уходят от ответственности и перекладывают асфальтовое покрытие. В зимний период дорожные работы невозможны, поэтому подрядчик может приступить к гарантийному ремонту не раньше мая».
В «Самаратрансстрое» на звонок «Ъ» не ответили.