Борды оказались за бортом
Рынок наружной рекламы Казани потерял основные заказы из-за санкций
В Казани из-за ухода с рынка международных компаний и брендов опустели почти две трети рекламных конструкций. Об этом вчера сообщил начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Аскар Багаутдинов. Рекламные компании эти данные подтверждают и прогнозируют дальнейшее падение в мае-июне. Между тем они отмечают появление новых клиентов из числа локальных компаний, которые потеряли возможность продвигать себя в социальных сетях. За счет них участники рынка надеются восстановить объемы к осени.
В Казани в апреле текущего года заполняемость рекламных конструкций снизилась до 35%. Об этом вчера на аппаратном совещании в мэрии сообщил начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Аскар Багаутдинов. «Если в марте 2022 года заполняемость за счет ранее заключенных контрактов сохранялась на уровне 50–60%, то уже в апреле загрузка значительно снизилась»,— отметил он. Согласно его докладу, в 2021 году заполняемость наружной рекламы восстановилась до уровня допандемийного 2019 года и составляла 58%, в январе 2022 года снизилась до 40%, а в феврале вернулась к 57%. Средняя цена продаж составляла 35–40 тыс. руб.
По словам господина Багаутдинова, с началом операции РФ на Украине ситуация на рынке наружной рекламы изменилась «под натиском агрессивной санкционной политики в отношении России».
Сославшись на участников рынка, господин Багаутдинов сообщил, что ранее 70% выручки рекламным компаниям обеспечивали федеральные заказчики, представлявшие зарубежные компании и бренды, многие из которых в результате санкций ушли с рынка. «Санкции привели не только к резкому снижению новых заказов от данной клиентской группы, но и к отказу от размещения по уже подтвержденным программам»,— отметил начальник управления. По информации рекламных компаний, объемы отказа сопоставимы со среднемесячной выручкой. «Кроме того, ссылаясь на экономическую ситуацию, федеральные заказчики перестают оплачивать уже произведенное размещение ключевых клиентов»,— добавил господин Багаутдинов.
По итогам состоявшихся в марте-апреле 2018 года торгов на право установки и эксплуатации 890 рекламных конструкций в Казани, почти 40% мест размещения получило ООО «Лариса-Сити Сэйлс» Ларисы Фоминой, а 27% — ООО «Билбордс», принадлежащее ее сыну — Илье Фомину. Места под 148 конструкций (16,6% рынка) получила компания ООО «АПР-Сити/ТВД» (бренд Russ Outdoor). Представитель продюсерского центра «Барс медиа» Дина Гараева выиграла право на 60 конструкций, получив 6,7% рынка. Однако вчера в агентстве сообщили „Ъ“, что больше не занимаются размещением наружной рекламы.
Сейчас в Казани действительны 1092 разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, 900 из которых — отдельно стоящие конструкции, остальные находятся на зданиях и сооружениях. В допандемийные годы объем рекламного рынка города оценивался почти в 900 млн руб. По данным городского управления наружной рекламы, цена продаж за размещение рекламы на одной стороне билборда за два года пандемии упала на 30% — с 50–60 тыс. руб. до 30–40 тыс. руб. В 2021 году объем рынка наружной рекламы в Казани вырос на 27% и составил 787 млн руб., заняв третье место среди регионов после Екатеринбурга (1 млрд руб.) и Новосибирска (957 млн руб.). Положительная динамика также сохранялась в первые месяцы текущего года, хотя количество рекламных носителей сократилось на 40%.
По оценке мэра Казани Ильсура Метшина, в пандемию рекламным компаниям «очень серьезно помогли» решения властей об отсрочке рекламных платежей: поквартальные платежи 2020 и 2021 годов перенесли на 2021 и 2022 годы и перераспределили на ежемесячные. Их общая сумма составила 145,8 млн руб. «Уход западных компаний также подкосил рекламный рынок, но, тем не менее, это все-таки не локдаун, когда 13% всех рекламных поверхностей были свободны, и рынок тогда серьезно обрушился»,— оценил вчера мэр нынешнюю ситуацию. Он сообщил о решении перенести половину суммы платежа за наружную рекламу за первый квартал 2022 года на один год — с 31 марта 2022 по 31 марта 2023 года. Ожидается, что в текущем году за наружную рекламу в бюджет города поступят 398 млн руб., из которых 77 млн руб. — уже перечислены. В 2021 году платежи составили 335 млн руб. — в 2,5 раза больше показателя 2020 года.
Участники рынка подтвердили „Ъ“ потери заказов в связи с уходом международных компаний и брендов из-за санкций. «Также сокращение размещений произошло по крупным российским компаниям и по локальным»,— сказал руководитель медиагруппы «Рим» и учредитель ООО «Билбордс» Илья Фомин. По его словам, это связано с разрывом логистических цепочек поставок и неблагоприятной экономической ситуацией. Господин Фомин отмечает, что сейчас появился спрос от локальных новых компаний, которые потеряли возможность продвигать рекламу в социальных сетях и рассматривают наружную рекламу как альтернативу.
«Падение наружной рекламы серьезное, самый пик его придется на май-июнь. В эти месяцы мы ожидаем очень глубокое падение продаж»,— сообщил господин Фомин. Он видит «достаточно большие проблемы в краткосрочной перспективе — в горизонте полугода», но надеется на возвращение объемов с осени за счет «замещения объемов тех компаний, которые не вернутся, местными локальными производителями».
Илья Фомин говорит, что помимо предоставленной властями отсрочки платежей операторы наружной рекламы хотели бы получить «скидку по платежам, соразмерную падению объема размещения», а также продление контракта. «Потому что у нас, по сути, два года из нашего десятилетнего казанского контракта вылетают: это будут годы, которые сформируют только убытки»,— сказал бизнесмен. По его мнению, предоставленная мера поддержки позволит не нарушить платежные обязательства и избежать сокращения сотрудников. «Мы считаем, что текущая ситуация спровоцирует развитие новых компаний, которые придут на рынок и будут бороться за свою аудиторию, тем самым наружная реклама будет одним из ключевых каналов с учетом ограниченности продвижения на других платформах, в частности в соцсетях»,— заключил господин Фомин.