«Москве более выгодна победа Эмманюэля Макрона»
Максим Юсин — о президентских выборах во Франции
Сразу после первого тура выборов президента Франции кандидаты принялись давать новые обещания. Так, Эмманюэль Макрон не исключил, что в стране проведут референдум по вопросу пенсионной реформы. Прежде он говорил, что к 2030 году французы будут уходить на отдых в 65 лет — на три года позже, чем сейчас. В свою очередь лидер ультраправого «Национального объединения» Марин Ле Пен в очередной раз подчеркнула, что не допустит выхода Франции из Евросоюза. В первом туре выборов Макрон набрал около 28% голосов, а Ле Пен — примерно 23%. Финальное голосование пройдет через две недели. Обозреватель “Ъ” Максим Юсин полагает, что более выгодной для Кремля может оказаться победа действующего президента.
На первый взгляд может показаться, что первый тур президентских выборов во Франции прошел, как и полагалось, без сюрпризов и сенсаций. Во второй тур вышли те, чей успех и предсказывали опросы: действующий глава государства Эмманюэль Макрон и его вечный оппонент (и вечный неудачник) Марин Ле Пен. Но если посмотреть внимательнее, можно заметить некоторые примечательные тенденции. Например, исторический провал, подлинную катастрофу двух традиционных политических сил, которые до недавнего времени по очереди управляли Францией, — классических правых и классических левых, голлистов и социалистов.
По обеим силам нанесен чудовищный удар. Социалистка Анн Идальго, политическая наследница президентов Миттерана и Олланда, получила менее 2% голосов, уступив даже в своем левом лагере кандидатам от коммунистов и экологов и отстав в десять раз от Жана-Люка Меланшона, имеющего репутацию популиста. Похожая картина и на правом фланге. Валери Пекресс, ученица Жака Ширака, не дотянула до 5%, и это стало абсолютным антирекордом за все время участия голлистов во французской политической жизни.
На фоне крушения традиционно правых и левых сил единственным оплотом системной политики предстал президент Макрон, который сегодня позиционирует себя как центрист, но при этом сам пять лет назад возник буквально из ниоткуда, потряс привычную политическую систему, не только возглавив государство, но и обеспечив своей новорожденной партии контроль над парламентом. И на сей раз, по мнению большинства французских аналитиков, Макрон явный фаворит. У Марин Ле Пен, считают они, не так уж много шансов.
Во-первых, она отстала от президента почти на 5%. Во-вторых, большинство выбывших кандидатов, опасаясь радикализма Ле Пен, призвали своих избирателей голосовать за Макрона как за меньшее зло.
Да и без всяких призывов логично предположить, что большинство сторонников левых претендентов (а это в сумме более 30% электората) едва ли ее поддержат. Если прибавить эти голоса к почти 28%, которые получил в первом туре сам Макрон, это дает ему ощутимое преимущество. В-третьих, у Ле Пен ограниченный ресурс для улучшения результата. Она может твердо рассчитывать лишь на сторонников двух еще более правых кандидатов — Эрика Земмура и Николя Дюпон-Эньяна. Но у них в сумме чуть более 9%.
Похоже, дело идет к победе Макрона. И если пять лет назад в аналогичной дуэли во втором туре симпатии Кремля были на стороне Ле Пен (ее даже принимал президент Владимир Путин), сегодня ситуация не так однозначна. О связях с Россией она старается больше не вспоминать. После трагедии в украинском городе Буча Ле Пен потребовала отозвать из Москвы французского посла — Макрон на столь радикальный шаг не пошел. Более того, она поддерживает тесные связи с правым правительством Польши, выступающим за максимально жесткие санкции в отношении РФ.
Что касается Макрона, то он как раз отстаивает необходимость диалога с Путиным, за что подвергается беспощадной критике со стороны тех же поляков. Так что нет уверенности, что на сей раз российским властям стоит желать успеха Марин Ле Пен. В критические моменты мировой истории (а мы сейчас переживаем именно такой) спокойнее и надежнее иметь дело с системными, предсказуемыми и опытными политиками.