Рост ставок ударил по тормозам
Число оформленных автокредитов в Челябинской области за месяц снизилось на 79,9%
В Челябинской области в марте число выданных автокредитов по сравнению с февралем сократилось почти на 80%. В целом по России выдача этого вида займов за месяц снизилась на 77,4%, падение зафиксировано еще более в чем 20 субъектах РФ. Эксперты называют причинами снижения интереса граждан к автокредитам высокие процентные ставки и рост цен при дефиците на рынке. По их словам, увеличение стоимости займов негативно скажется на динамике продаж автомобилей.
В Челябинской области в марте по сравнению с предыдущим месяцем количество выданных автомобильных кредитов сократилось на 79,9%, или на 1554 штуки. В целом по стране выдача этого вида займов в сравнении с февралем снизилась на 77,4% (55,7 тыс. штук), к марту прошлого года — на 82,2% (75,7 тыс. штук). Как отмечают представители Национального бюро кредитных историй (НБКИ), общероссийские темпы сокращения выдачи автокредитов в марте соответствуют показателям «падения» в период карантинных мероприятий по борьбе с коронавирусом в апреле 2020 года (78%).
В марте этого года лидерами по числу оформленных автокредитов стали Москва (1,26 тыс., снижение по сравнению с февралем — 81,5%), Московская область (0,93 тыс., –81%), Санкт-Петербург (0,88 тыс., –80,9%), республики Башкортостан (0,67 тыс., –73,7%) и Татарстан (0,63 тыс., –79,4%). Больше всего выдача таких займов снизилась в Самарской области (–82,2%) и Краснодарском крае (–81,7%).
Как отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков, определяющим фактором для снижения спроса на автокредиты в марте стал рост ставок в результате санкционного давления. По его словам, общее количество заявок в прошлом месяце снизилось на 51% по сравнению с февралем, а уровень их одобрения составил менее 10%.
«Вместе с тем, помимо санкций на сокращение выдачи автокредитов также повлиял продолжающийся уже много месяцев дефицит новых автомобилей и запасных частей к ним. Также стоит отметить, что поддержку сегменту автокредитов оказывает активно развивающееся в последнее время кредитование на рынке подержанных автомобилей, доля заявок на которые в марте превысила 60% от общего числа заявок»,— подчеркивает Алексей Волков.
Как сообщал «Ъ-Южный Урал», в связи с изменившейся внешнеполитической ситуацией многие автопроизводители в марте объявили о приостановке поставок и работы своих заводов в РФ. Решения о прекращении деятельности на российском рынке приняли General Motors (Chevrolet, Opel), Jaguar Land Rover, Volvo и Volkswagen (кроме VW, входят Audi, Skoda и Porsche), а также BMW и Mercedes.
По сведениям центра аналитики и экспертизы Промсвязьбанка (ПСБ), в марте этого года продажи новых легковых автомобилей в России упали на 63% к аналогичному месяцу прошлого года. Эксперты ПСБ отмечают, что кроме резкого роста ставок на автокредитование на спросе сказалось и увеличение цен автодилерами.
«Практически все автомобильные бренды показали снижение продаж. Негативная тенденция вызвана приостановкой поставок и производства ведущими автопроизводителями, продолжающимся дефицитом микрокомпонентов, нарушением логистических цепочек, недостатком авто у дилеров»,— отмечают аналитики ПСБ.
Экономист Сергей Гордеев считает главной причиной снижения интереса к автокредитам и другим видам займов «заградительную» ставку Банка России. «Второй фактор, помимо ставки кредитов, это неуверенность в дальнейших перспективах: все-таки суммы значительные и кредит надо суметь отдать. Думаю, доля кредитования на машины еще будет уменьшаться, потому что экономически это совершенно невыгодно»,— считает Сергей Гордеев. Он отмечает, что автокредитование является своеобразным индикатором состояния рынка кредитов в целом.
Эксперт полагает, что ситуацию на автомобильном рынке сегодня больше определяют не процентные ставки по кредитам и курс валют, а дефицит отдельных моделей. «Цена машины определяется логистическими составляющими. Ситуация такова, что у нас появляется дефицит определенных моделей автомобилей и комплектующих. Поэтому рост цен на машины может быть продолжен по совершенно другим причинам. Не как прежде, когда мы исходили из динамики курса рубля»,— подчеркивает Сергей Гордеев.
По мнению ведущего эксперта «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, увеличение стоимости кредитов в дальнейшем может сказаться на объеме продаж автомобилей, поскольку потребители вряд ли будут готовы платить больше за заемные средства. Аналитик допускает снижения спроса на автомобили из-за сложной экономической ситуации. «Машина не является предметом первой необходимости, то есть ее приобретать необязательно, к тому же выросли цены на них, что также ограничивает покупателей. Ситуация с работой и доходами населения сейчас сложная, что также будет влиять на покупку автомобилей. Сейчас есть разные способы решить вопрос транспортной доступности, так что машину покупать необязательно»,— считает Дмитрий Баранов. Эксперт прогнозирует дальнейший рост цен на автомобили из-за увеличения стоимости используемых производителями компонентов и услуг и сложной экономической ситуации.