Экс-чиновнику просят увеличить срок
Сын убитого общественника настаивает на более суровом наказании Агляма Садретдинова
Верховный суд Татарстана начал рассмотрение апелляционных жалоб по делу бывшего главы Буинского района и экс-министра экологии Татарстана 70-летнего Агляма Садретдинова. В феврале Приволжский райсуд Казани признал его виновным в подстрекательстве к убийству общественника Рашида Садыкова, но полностью оправдал по четырем эпизодам взяточничества, приговорив к восьми годам колонии строгого режима. С приговором оказались не согласны как сам осужденный, так и сын убитого Реналь Садыков, который попросил увеличить срок лишения свободы для экс-чиновника до 17 лет.
Вчера в Верховном суде состоялось первое заседание по рассмотрению жалоб на приговор Агляму Садретдинову. Приписываемое бывшему чиновнику преступление относится к 2002–2003 годам. В материалах дела указано, что в это время Аглям Садретдинов «неоднократно обращался» к бизнесмену Маскуду Назмиеву с просьбой устранить Рашида Садыкова, инициировавшего «многочисленные проверки» в отношении него. По версии следствия, Назмиев согласился и предложил совершить убийство за 180 тыс. руб. некоему Галимжанову, который «являлся активным участником» казанской ОПГ «27-й квартал». Следствие считает, что Галимжанов согласился на сделку, заручившись поддержкой другого участника ОПГ Токинова, а 2 июля 2003 года они подъехали к дому господина Садыкова и застрелили его из двух пистолетов калибра 9 мм с глушителями.
В уголовном деле Садретдинова присутствовало также четыре эпизода взяточничества (ч. 4, 5 ст. 290 УК РФ) на общую сумму 700 тыс. руб. «за оказание содействия в приобретении земельных участков в городе Буинске», однако по всем эпизодам он был оправдан Приволжским районным судом Казани «в связи с отсутствием состава преступления». Суд признал все доказательства недопустимыми, поскольку уголовные дела по этим эпизодам были возбуждены после истечения сроков давности.
Аглям Садретдинов настаивал на своей невиновности, утверждая, что не имел к убитому неприязненных отношений и не причастен к его убийству. Он заявлял, что обвинения основаны на оговоре ранее осужденным Назмиевым, на которого «было оказано давление со стороны правоохранительных органов».
Несмотря на это, 1 февраля 2022 года суд признал его виновным в подстрекательстве к убийству (ч. 4 ст. 33 и п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ) Рашида Садыкова.
На заседании по обжалованию приговора в Верховном суде Татарстана один из адвокатов осужденного Равиль Туктаров заявил ходатайство об освобождении подзащитного из-под стражи. Господин Туктаров пояснил, что с 27 февраля экс-чиновник находится в казанском СИЗО-1 на незаконных основаниях, поскольку за день до указанной даты, 26 февраля, истек назначенный судом срок его ареста, а нового судебного решения о продлении содержания Агляма Садретдинова под стражей не поступило. Суд отклонил ходатайство, указав, что отсутствие в резолютивной части приговора указания о продлении срока содержания Садретдинова под стражей «не является достаточным основанием для отмены ранее избранной меры пресечения и его освобождения», потому как его арест действует до вступления приговора в силу.
Далее суд зачитал апелляционное представление, в котором первый зампрокурора Татарстана Алексей Заика потребовал отменить приговор Приволжского райсуда, признав его «незаконным и необоснованным», а также вернуть уголовное дело на повторное рассмотрение. Согласно постановлению, господин Заика не согласен с оправданием Агляма Садретдинова по эпизодам взяточничества, поскольку судом не был принят во внимание тот факт, что сам подсудимый возражал против отказа в возбуждении уголовных дел по этим эпизодам по нереабилитирующему основанию — сроку давности. «Принятие такого решения без его согласия нарушало бы права обвиняемого на судебную защиту своих прав»,— огласил представление судья.
Адвокаты подсудимого Равиль Туктаров и Роберт Халиуллин настаивают, что суд рассмотрел дело «предвзято», с нарушением принципов беспристрастности и равенства сторон и презумпции невиновности. Защитники указывают на то, что постановление о прекращении уголовного дела в 2010 году не было отменено должным образом, поэтому уголовное преследование Садретдинова незаконно. Кроме того, адвокаты указывают, что факты, изложенные в жалобах Рашида Садыкова, не нашли подтверждения в ходе проверок, а в приговоре судом не приведены конкретные жалобы от господина Садыкова, которые «имели бы какие-либо последствия» для их подзащитного.
По мнению потерпевшей стороны, которую на заседании представлял сын убитого активиста Реналь Садыков, приговор Приволжского райсуда в отношении Садретдинова является «незаконным», поскольку судом в его отношении был назначен «минимальный» срок лишения свободы. Он рассказал, что суд не лишил осужденного звания «почетного сотрудника МВД Татарстана», что, по его мнению, «не соответствует тяжести совершенного им преступления». «Суд оправдал Садретдинова по четырем эпизодам получения взяток на незаконном основании — истечение срока. Оправдав его по взяткам, суд фактически вывел доказательную базу из обвинения по убийству. В качестве одного из доказательств совершенного Садретдиновым убийства по найму является долг по взятке, который Назмиев должен был передать Садретдинову за право продажи ему во внеочередном порядке коммерческого здания в городе Буинске»,— обозначил свою позицию в беседе с корреспондентом „Ъ“ господин Садыков.
«Наиболее оптимальным» наказанием для Садретдинова Реналь Садыков считает лишение свободы сроком на 17 лет. «Срок взят не с потолка. Именно столько Садретдинов незаконно находился на свободе благодаря своим связям. Мы будем добиваться, чтобы его признали виновным по взяткам. Пусть даже срок истек, это позволит сохранить доказательную базу по убийству»,— резюмировал потерпевший.
Суд отложил рассмотрение дела до 13 мая.