Константина Райкина попросили из ВШСИ
Сможет ли основатель Высшей школы сценических искусств оспорить свое увольнение
Константин Райкин обратится в суд из-за упразднения своей должности в основанном им театральном институте. Об этом он сообщил изданию «Подъем». Соответствующее решение 12 апреля принял ректор Высшей школы сценических искусств (ВШСИ; Театральной школы Константина Райкина) Анатолий Полянкин. Господин Райкин был художественным руководителем с момента основания школы, и раньше учреждение называлось его именем. Какая подоплека может быть у этого скандала? И какого развития конфликта стоит ждать? Выяснял Даниил Бабкин.
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Взаимоотношения Константина Райкина и Анатолия Полянкина собеседники “Ъ FM” называют сложной многоступенчатой интригой. Господин Полянкин — ректор и учредитель ВШСИ, которую театральные критики называют «прекрасной кузницей кадров».
Худруком института с момента его основания в 2012-м был господин Райкин. Теперь он говорит, что ректор Полянкин целенаправленно разрушает учебное заведение: «Этот человек на протяжении долгого времени даже не заходит в институт. Он не знает ни одного студента, он не видит ни одной работы, не посещает ни экзамены, ни дипломные спектакли. Он вообще никого не знает. Он на расстоянии со всякими запретами, бумажками, приказами считает, что может руководить этим делом».
С самим ректором Высшей школы сценических искусств “Ъ FM” связаться не удалось, а в руководстве учебного заведения на запрос не ответили. Но без Константина Райкина перспективы школы крайне туманны, считает театральный критик Ольга Фукс: «Два ярких лидера долгое время существовали вместе. Поэтому сейчас все это так болезненно выглядит. Но театральная школа, как любая творческая организация, в первую очередь имеет смысл благодаря мастеру, который набирает курсы, собирает педагогический состав.
И если этого мастера из школы убирают, смысл ее сразу ставится под сомнение. В конце концов, педагоги тоже приходят под руководство к конкретному человеку».
Это, кстати, далеко не первый конфликт Константина Райкина и Анатолия Полянкина. В 2021 году ректор школы искусств просил суд ликвидировать Фонд поддержки и развития культуры имени Райкина-старшего. Тогда адвокаты режиссера говорили, что господин Полянкин пытается получить контроль над принадлежащим фонду имуществом.
И, похоже, что в основе этой истории чьи-то финансовые амбиции, считает театральный критик Глеб Ситковский, который следил за развитием конфликта: «Это, прежде всего, история обманутого доверия. Думаю, что Константин Райкин руководствовался, прежде всего, художественными интересами. При этом такое масштабное расширение не может не подкупить — это целая империя, в которую входят театральная школа, коммерческая недвижимость, которая должна приносить доход, торговый центр "Райкин Плаза" и гостиница.
Должна была пройти масштабная реконструкция театра, но сейчас все заморожено, ничего не происходит, но юридически, видимо, у господина Полянкина все схвачено».
Действительно, судя по выписке из Федеральной налоговой службы, организация называется Высшая школа сценических искусств, имени Райкина там нет. И учредитель Анатолий Полянкин, скорее всего, имеет право на увольнение любых сотрудников, предполагает руководитель коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев.
Фотогалерея
«Сын Райкина — это проклятие»
«Диссидентской семьей мы вовсе не были, это легенды. Папа многое понимал, он заболевал, когда сталкивался с очередной идеологической мерзостью, но он был сыном своего строя. Жить по принципу “на службе верю, дома нет” он не умел»
Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде, став вторым ребенком в семье актера, режиссера, юмориста Аркадия Райкина и его жены Руфи Иоффе
На фото: Константин Райкин со своим отцом
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
«В профессиональной жизни “сыном Райкина” я себя не чувствую»
Родители Константина Райкина активно гастролировали, часто бывали в Москве, где за ними был закреплен постоянный номер в гостинице. В столице воспитанием внука занималась бабушка, в остальное время за Константином присматривала неграмотная нянечка-татарка
На фото: Константин Райкин с сестрой Екатериной и отцом
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
«Думаю, судьба творится при нашем непосредственном участии. Бог расставляет на пути человека какие-то препятствия и смотрит сверху, изучая нас по мере жизни»
Константин Райкин учился в школе с физико-математическим уклоном, занимался спортивной гимнастикой и готовился поступать на биофак ЛГУ, но в какой-то момент поехал в Москву сдавать экзамены в Щукинское училище. Райкин произвел такое впечатление на приемную комиссию, что его сразу перевели на третий тур творческого конкурса
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
«Самое большое опасение моей жизни — быть ненужным»
Отучившись в «Щуке», с 1971 года Райкин играл в театре «Современник», где за десять лет сыграл множество самых разных ролей, в том числе в спектаклях «Валентин и Валентина», «Двенадцатая ночь», «Вечно живые», «Этюды по Гамлету». В 1981 году Райкин перешел в Ленинградский театр эстрадных миниатюр, которым руководил его отец. Год спустя театр переехал в Москву, получив название Государственного театра миниатюр
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
«Есть во мне некоторое главное актерское качество, которое я сам очень ценю,— обаяние»
В 1969 году Константин Райкин дебютировал в кино, сыграв небольшую роль в фильме «Завтра, третьего апреля…». Затем последовали работы в телеспектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1971), фильмах «Много шума из ничего» (1973), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Труффальдино из Бергамо» (1976), где Райкин исполнил главную роль (кадр на фото)
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
«Русская драматическая школа — одна из сильнейших театральных школ. А вот основательной школы эстрады у нас, по моему мнению, нет»
В 1987 году умер Аркадий Райкин, а год спустя руководителем «Сатирикона» (бывшего Государственного театра миниатюр) стал его сын
На фото: Константин Райкин на церемонии вручения театральной премии «Чайка»
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
«Оригинальность не главное. Когда человек говорит “я тебя люблю”, это самая банальная и прекрасная фраза»
В 1988 году на сцене «Сатирикона» появился спектакль Романа Виктюка «Служанки». Считается, что постановка изменила привычный курс театра и принесла ему большой успех
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
«Театр — одинокое дело. Когда-то у меня были друзья — теперь чаще все обсуждаю с женой, и если жить так, как привык, может возникнуть чувство, что пропускаешь что-то самое главное»
Константин Райкин был трижды женат: на студентке театральной студии Олега Табакова Елене Курициной, дочери художника Таира Салахова Алагез и актрисе «Сатирикона» Елене Бутенко. В браке с третьей, нынешней женой в 1988 году родилась дочь Полина, которая также выбрала актерскую профессию
Фото: Фестиваль «Золотая маска»
«Совесть — чувство мучительное, и хочется иногда освободиться. Хоть на часочек. Выйти через какой-нибудь люк на другую улицу, в другом облике, чтобы никто тебя не узнал,— в другую жизнь»
С творческой деятельностью Константин Райкин (слева) совмещает и преподавательскую: с 2001 года руководил курсом в Школе-студии МХАТ, а в 2012 году открылась «Театральная школа Константина Райкина»
Фото: Коммерсантъ / Павел Смертин
«В России надо быть или известным, или богатым, чтобы к тебе относились так, как в Европе относятся к любому»
В 1992 году Константин Райкин получил звание народного артиста России, а в 2010 году, в день своего 60-летия, актер был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Кроме того, Райкин — обладатель премии имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Михеев
С 2012 года на сцене «Сатирикона» его худрук Константин Райкин исполняет моноспектакль «Константин Райкин. Своим голосом», где актер читает стихи любимых поэтов
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
«Чем старше становишься, тем труднее найти своих. Круг сужается»
В 2019 году репертуар «Сатирикона» пополнился спектаклем «Шутники» по пьесам Александра Островского. Константин Райкин, поставивший спектакль, играет в нем одну из главных ролей
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
«Бетонная глыба, сквозь толщу которой пробивается упорный и дерзкий росток, уверена, что у этого наглеца отвратительный характер. А героический стебелек не сомневается, будто на свете нет ничего тупее плиты, которая душит все живое. Кто прав? Зависит от ракурса»
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Хотя в документах может быть много нюансов, и окончательные выводы делать нельзя, подчеркивает эксперт: «Одно наименование, как, допустим, "Табакерка" Олега Табакова, не значит, что театр принадлежит именно этому человеку. Меняться может и директор, и художественный руководитель. Поэтому тут ситуация может быть не совсем справедливая, но законная. Думаю, основания для оспаривания, конечно, есть, но в данном случае, могут быть проблемы».
Константин Райкин заявил, что готовится отстаивать свои права, а его адвокат сообщил “Ъ FM”, что на следующей неделе грядет важное событие. Режиссера пытаются защитить студенты, они обратились к властям и выступили категорически против его увольнения. Но сейчас общественное мнение вряд ли поможет, отмечают собеседники “Ъ FM”.