«Не мы плохо готовим, а ГИБДД так принимает»

Ярославские автошколы объяснили падение показателей сдачи экзаменов на водительские права

Спустя год после введения нового регламента сдачи на водительские права категории «В» ярославское управление ГИБДД заявило о том, что на 9% упали показатели сдачи экзамена с первого раза. Начальник управления ГИБДД по региону Антон Царев отметил, что не все учебные организации смогли перестроиться под новые правила. Представители ярославских автошкол не согласившись с критикой, в свою очередь обратили внимание на то, что внесенные изменения привели к снижению эффективности обучения.

Фото: Алла Чижова

В 2021 году в ярославское управление ГИБДД поступило почти 53 тыс. заявлений по вопросам экзаменационной деятельности. На самую массовую категорию «В» в прошлом году сдавали более 8 тыс. человек, из которых с первого раза сдали 14,6% (1 168) кандидатов. Начальник регионального управления ГИБДД Антон Царев связал ухудшение показателей с внесенными изменениями в регламент сдачи на водительские права с 1 апреля 2021 года, по которому кандидаты в водители площадку и город сдают в один практический этап.

«К сожалению, мы констатируем, что на протяжении 2021 года не все учебные организации перестроились и поменяли свой подход к качественному обучению кандидатов в водители. Если в 2020 году число лиц, которые сдали экзамен с первого раза, составило 28%, то, по итогам 2021 года, число этих лиц — 19,5%. Речь идет о всех категориях»,— рассказал господин Царев.

Однако не во всех ярославских автошколах согласились с тем, что не смогли перестроиться. Представитель автошколы «Главная дорога» рассказал, что под новый регламент ее инструкторам удалось перестроиться за 2-3 месяца, и статистика сдачи на водительские права у учеников «Главной дороги» не изменилась. Хотя сразу после введения изменений были сложности.

Согласно рейтингу автошкол Ярославской области УГИБДД, в 2021 году от «Главной дороги» сдавали теоретический экзамен для получения водительских прав 1810 человек, из них с первого раза сдали 56%. Экзамен по первоначальным навыкам вождения сдавали 359 человек, из них с первого раза сдали 53%. Экзамен по управлению ТС в условиях дорожного движения сдавали 2007 человек, из них с первого раза — 25%.

«Мы не знали, как сдавать, а инспекторы, как принимать»,— отметил представитель в разговоре с корреспондентом «Ъ-Ярославль».

В «Главной дороге» обратили внимание на то, что теперь кандидаты в водители «откатывают» только один маршрут, так как инспекторы ГИБДД стали принимать экзамен лишь на Московском проспекте и близлежащих к зданию ГИБДД на Журавлева улицах, что не позволяет кандидатам в водители полностью освоить навыки вождения в различных дорожных условиях.

Руководитель учебного центра автошколы «Автогранд» Андрей Каратаев согласился с тем, что изменения оказали негативное воздействие на обучение кандидатов в водители и на их результаты при сдаче экзаменов.

Согласно рейтингу автошкол Ярославской области УГИБДД, в 2021 году от «Автогранда» сдавали теоретический экзамен для получения водительских прав 204 человека, из них с первого раза сдал 51%. Экзамен по первоначальным навыкам вождения сдавали 94 человека, из них с первого раза сдали 35%. Экзамен по управлению ТС в условиях дорожного движения сдавали 329 человека, из них с первого раза — 13%.

«Если раньше мы катали учеников по всем районам и они, выпускаясь из автошколы, могли ездить по всему городу, то теперь ГИБДД принимает экзамен только на Московском проспекте и всех прилегающих улицах. И больше нигде. Соответственно у нас проблема в том, что готовить учеников к экзаменам все наши инструктора, по просьбам самих кандидатов, возят туда, где в это же время уже ездят сдающие ГИБДД экзамен. Поэтому Московский теперь переполнен машинами с буквой «У», иной раз там невозможно сделать каких-то практических заданий, потому что большинство нерадивых преподавателей выпускают туда учеников с первых занятий. Все автошколы города катаются лишь на одном маршруте. А все это идет от того, что наш экзаменационный отдел замкнулся на одном маршруте. Из-за этого на нас выплескивается огромное количество негатива от местных жителей, а большинство получивших права в этих условиях могут ездить только на Московском проспекте»,— рассказал господин Каратаев.

Он отметил, что раньше автошкола выпускала учеников, которые способны ездить по всему городу и справляться со всеми задачами в любых районах.

«Раньше учили водить, а теперь учим маршрут. В том марте было совещание с ГИБДД, где мы задавали вопрос о вводимых маршрутах, и начальник экзаменационного отдела ГИБДД сказал, что позже список улиц, на которых будут сдавать экзамен, будет расширен, но прошел год, а воз и ныне там. Наше УГИБДД решило, что так будет лучше, только непонятно кому. Но для нас и учеников стало только хуже. То, что у нас сейчас творится, это совсем не рабочая обстановка. Касательно того, что инструктора автошкол не перестроились, наше любимое ГИБДД отмазывается очень красиво: во всем виноваты мы. Хотя интересно, как они перестроились? А они перестроились, как им удобно, но не нам. У нас с ГИБДД нет общего языка, у нас не спрашивают, как будет лучше»,— дополнил руководитель.

Директор автошколы «ГРИНЛАЙТ» Денис Герасимов также считает,что изменения были не нужны, но внесение их не ухудшило показатели сдачи на получение права управления транспортными средствами.

Согласно рейтингу автошкол Ярославской области УГИБДД, в 2021 году от «Гринлайта» сдавали теоретический экзамен для получения водительских прав 915 человек, из них с первого раза сдали 68%. Экзамен по первоначальным навыкам вождения сдавали 161 человек, из них с первого раза сдали 24%. Экзамен по управлению ТС в условиях дорожного движения сдавали 1026 человека, из них с первого раза — 19%.

«Единственная сложность изменений в том, что теперь штрафные баллы за ошибки с площадки и города суммируются. В Ярославле понизился процент сдачи с первого раза, потому что ужесточились правила приема экзамена, например, раньше за не пристегнутый ремень безопасности 1 штрафной балл, сейчас 3 штрафных балла. Также на экзамене оцениваются все нарушения ПДД от грубых до мелких, однако сама ГИБДД при обеспечении безопасности дорожного движения на данные нарушения ПДД не обращает никакого внимания! Получается, что знание ПДД необходимо только на этапе получения водительского удостоверения. Дальше никому не интересно, включаете ли вы указатели поворота или нет, создаете ли вы помеху при перестроении или нет. Уверен, если запросить в ГИБДД статистику по нарушениям ПДД, мы увидим только нарушения скоростного режима, управление ТС в нетрезвом виде, нарушения правил пешеходного перехода, использования ремней безопасности и детских удерживающих устройств, а так же нарушение свето-пропускания передних стекол ТС! Дальше нашего обучения никакого контроля за правилами дорожного движения со стороны ГИБДД не осуществляется. Если бы ГИБДД принимали экзамены, как и осуществляли контроль за безопасностью дорожного движения, процент сдачи был бы намного выше. Они все пытаются придумать что-то, чтобы положительно повлиять на безопасность дорожного движения на этапе подготовки водителей в автошколе, а суть проблемы в том, что у нас за правилами дорожного движения никто не следит! Люди которые занимаются разработкой правил приема экзаменов и разработкой программ обучения далеки от самих экзаменов и обучения»,— рассказал господин Герасимов.

Алла Чижова


Все важнейшие новости Ярославии читайте в нашем Telegram-канале