«Пересмотрите законы о пенсиях»
Против кого в действительности была направлена акция инвалидов
105 лет назад, в апреле 1917 года, вернувшийся из Швейцарии через вражескую Германию В. И. Ленин принялся выступать против войны. И большая часть поддерживавших Временное правительство политических сил начала борьбу с этим «немецким шпионом». Одним из мероприятий в ее ходе стала проведенная 16 апреля 1917 года акция, которую Л. Д. Троцкий зло назвал манифестацией «отчаяния человеческих обрубков». Конец этого мероприятия оказался совершенно неожиданным.
Из публикации газеты «Правда» №24, 5 апреля 1917 года.
3 апреля, днем, в Петрограде разнеслась весть о том, что вечером с поездом Финляндской железной дороги должен приехать вождь революционной части Р.С.-Д.Р.П. т. Н. Ленин. Газет в этот день не было, заводы не работали, но тем не менее радостная для всего революционного российского пролетариата весть проникла во все районы…
Встреча Ленина началась с Белоострова. Сестрорецкий район Р.С.-Д.Р.П. прибыл на специально заказанном поезде в Белоостров к 9 часам вечера. К приходу скорого поезда из Торнео дружный хор «Марсельезы» огласил платформу, запруженную рабочими и близкими друзьями «Ильича». Красные знамена двинулись к вагону, где находились дорогие приезжие. Ленина подняли на руки и понесли в вокзал. Громовым криком были встречены его и т. Зиновьева речи о значении русской революции для всего международного пролетариата.
Но это было лишь начало, настоящая встреча ждала Ленина в Питере.
В Петрограде на перроне по обеим сторонам были выстроены броневики, солдаты пулеметной роты, Московского, Преображенского полка, матросы флотского экипажа с оркестром музыки и пр. При появлении тт. Ленина, Зиновьева и др. ехавших с ними эмигрантов солдаты и матросы взяли на караул, а военный оркестр заиграл «Марсельезу».
Несколько кратких приветственных речей к матросам и солдатам были произнесены Лениным на перроне, после чего почетный караул провел его в бывшие царские покои. Туда собрались для встречи представители Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, петроградских районных и подрайонных организаций, приветствовавшие приезжих.
Вся площадь и улицы, прилегающие к вокзалу, были заполнены организованными рабочими различных районов Петрограда. Тут были десятки тысяч народу…
На улице, стоя на броневом автомобиле, т. Ленин приветствовал революционный русский пролетариат и революционную русскую армию…
Из публикации газеты «Известия Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов» №43, 17 апреля 1917 года.
Вот уже сколько дней по всему Петрограду идут слухи, смущающие всех, кто принимал участие в деле русской революции. Какие-то темные личности расхаживают по улицам, рынкам, баням, лавкам, собирают толпы и всюду и везде возбуждают легковерных людей, призывая народ арестовать т. Ленина, бить его, громить редакцию газеты «Правда» и проч. и проч. Нужно ли говорить, что вся эта погромная агитация ведется с определенной, заранее обдуманной преступной целью?
…Приехал Ленин, занявший крайнюю позицию во взглядах на нашу революцию. С ним стали не соглашаться, и вот вместо того, чтобы спокойно обсудить вопрос, сейчас же темные силы, черная сотня и продажные газеты стали распространять по Петрограду ложные сведения, черные слухи, умышленно искажая его мысли и взгляды, внося и сея смуту, натравливая всех и каждого на т. Ленина…
Можно соглашаться или не соглашаться со взглядами т. Ленина, можно самым решительным образом спорить с ним, выставлять свои мнения против его мнений, но разве можно у нас, в свободной стране, допускать мысль, что вместо открытого спора будет применено насилие к человеку, всю жизнь свою отдавшему на служение рабочему классу, на служение всем угнетенным и обездоленным?
Из публикации газеты «Русская воля» №67, 17 апреля 1917 года.
В начале 12 ч. дня (16 апреля 1917 года.— «История») к Таврическому дворцу (где до Февральской революции заседала Государственная Дума, а в апреле 1917 года находились Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.— «История») прибыла грандиозная манифестация инвалидов. В манифестации приняли участие инвалиды, раненые и больные, находящиеся на излечении почти во всех лазаретах Петрограда, и много инвалидов уже выписавшихся. Так как многие из них не имели возможности самостоятельно передвигаться, они прибыли в грузовых автомобилях, на линейках бывшей придворно-конюшенной части, в экипажах, на извозчиках и на обыкновенных автомобилях. Часть манифестантов прошла в Таврический дворец, часть, оставаясь на автомобилях и линейках, устроила митинг перед зданием Таврического дворца.
На многочисленных знаменах, с которыми явились к Таврическому дворцу инвалиды, были надписи: «Отдадим последние силы для торжества свободы», «Здоровые, заменяйте больных в окопах», «Пересмотрите законы о пенсиях», «Война до победного конца, до полного уничтожения германского милитаризма», «Наши раны требуют победы», «Отечество в опасности, пролитая наша кровь требует войны до победы».
Большинство плакатов были посвящены требованиям удалить Ленина, вернуть его Вильгельму и т. п.
Жуткое впечатление производила картина, когда тысячи калек, отравленных газом и слепых, несли сотни плакатов с указанными надписями, а три оркестра музыки играли «Марсельезу»…
К манифестантам, остановившимся перед зданием Таврического дворца, вышел товарищ (заместитель.— «История») председателя исполнительного комитета Совета Солдатских и Рабочих Депутатов, член Гос. Думы М. И. Скобелев, который призвал всех к единению.
— Народ, сумевший единым взмахом свалить и вырвать с корнем старое, гнилое дерево русского царизма, народ, взявший судьбы страны в свои руки, должен быть единым.
Один из офицеров-инвалидов прервал речь М. И. Скобелева и заявил:
— Мы пришли сюда, чтобы выяснить тактику Ленина и ваше отношение к нему.
М. И. Скобелев, отвечая офицеру и инвалидам, сказал:
— На вашем знамени я вижу надписи: «Ленина и компанию — обратно в Германию», «Долой Ленина». Позвольте, товарищи, высказать свое мнение о том, что всякий гражданин свободной России имеет право свободно высказывать свои мысли. С нашей же стороны должна быть проявлена свободная оценка этих мыслей, ибо у каждого из нас своя голова на плечах.
— «Долой, долой». «Не желаем слушать». «Сторонники Ленина»,— раздалось со всех сторон.
Офицер-инвалид взял слово и, когда инвалиды успокоились, заявил:
— Мы, которые отдали полжизни за Россию, не можем допустить, чтобы в России взяли верх провокаторы и люди, купленные Германией, как Ленин. Мы защищали благосостояние тех, кто теперь оказываются трусами и кричат: «Долой войну». Пусть нас, полулюдей, сначала убьют, а потом на наших трупах заключат союз с Германией. Знайте, что для торжества свободы в свободной России, мы готовы отдать остаток своих сил…
После ухода М. И. Скобелева выступали некоторые солдаты-инвалиды, которые призывали к аресту Ленина, заявляя, что у них хватит сил это сделать…
Одновременно большой митинг происходил в Екатерининском зале, который был переполнен.
После приветствия Н. С. Чхеидзе (председателя Петроградского совета.— «История»), к инвалидам обратился с речью И. Н. Ефремов (член Государственной Думы.— «История»)…
И. Н. Ефремова сменил К. А. Гвоздев (меньшевик, член ЦК РСДРП(м), член бюро Исполнительного комитета Петроградского совета.— «История»)…
— Я должен заявить,— сказал он,— по поводу Ленина, который вызвал среди вас такое возбуждение, что предлагаемый вами способ борьбы с Лениным я считаю совершенно недопустимым.
Слова К. А. Гвоздева вызвали среди инвалидов необычайное волнение.
— Ленин провокатор, шпион,— раздались возгласы.— Мы не хотим убивать его, но требуем, чтобы он был отправлен обратно в Германию…
Они возмущались фактами ареста Лениным и его приверженцами несогласных с ними граждан и решительно протестовали против того, что Ленин делает попытки использовать вооруженную силу одной из артиллерийских дивизий (так в тексте.— «История») Петрограда. Говорилось даже, будто Ленин окружил дворец Кшесинской (штаб-квартиру большевиков.— «История») пулеметами и броневыми автомобилями…
Из публикации газеты «Солдатская мысль» №1, 18 апреля 1917 года.
В воскресенье, около здания Таврического дворца, произошло столкновение между солдатами и инвалидами, расходившимися из здания Г. Думы после собрания и явившимися туда «ленинцами».
К Г. Думе подошли 180-й пехотный полк и часть матросов 2-го Балтийского экипажа. Несколько сторонников Ленина, бывшие среди солдат, увидя красные знамена с надписью: «Ленин и Ко — обратно в Германию» и «Война до победного конца», бросились к знаменосцам и разорвали знамена в присутствии 180-го полка и находившихся здесь же инвалидов.
Некоторые из инвалидов, находившихся на автомобиле, запротестовали, громко возмущаясь поступком «ленинцев». Последние окружили автомобиль и стащили с него двух инвалидов и сестру милосердия, сопровождавшую раненых.
Столкновение грозило окончиться побоищем. По адресу «ленинцев» раздавались негодующие крики.
Караулу Таврического дворца удалось успокоить взволнованную толпу и рассеять «ленинцев».