Роскошь в стиле милитари

Безопасность

Геополитическая повестка и экономический кризис в стране подстегнули потребительский спрос на малопопулярные в мирные времена товары. В элитной недвижимости, рискнул предположить GUIDE, предложение тоже может войти в «военный» тренд и заставить девелоперов выводить defense-решения: дополнительные ограждения, бронированные окна, укрепленные подземные помещения. Пока квартир с бункерами на открытом рынке нет, но аналитики не исключают рост интереса покупателей премиальной недвижимости к элементам защищенности.

Безопасность была и будет одним из главных критериев высококлассной недвижимости

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Безопасность традиционно важна для покупателей жилья во всех сегментах, говорит коммерческий директор AAG Ольга Захарова, а в условиях неопределенности возрастает стремление к обособленности. «В нашем проекте "Маленькая Франция" мы фиксируем повышенный интерес к сити-хаусам. Такой формат двухуровневых квартир предполагает, среди прочего, отдельный спуск в подземный паркинг с доступом к кладовым». Предпочтения клиентов она во многом объясняет уникальностью продукта и готовностью проекта. Однако вице-президент Becar Asset Management Катерина Соболева прогнозирует схожий тренд в требованиях покупателей недвижимости премиум-класса в связи с обострением международной обстановки. «Сегодня при выборе объекта они будут обращать внимание на наличие подземного паркинга и условия доступа к нему: нужно ли выходить из подъезда, где находится (под домом или во дворе), какой уровень безопасности. Насколько я знаю, некоторые жители проектов элит- и комфорт-класса уже запаслись продуктами и заполнили кладовые в паркингах»,— рассказывает она.

Несмотря на сохранение уровня напряженности и потенциальное повышение интереса людей к вопросам безопасности в жилых проектах, объектов с бункерами пока не видно, поэтому оценить или предсказать их долю на рынке аналитикам достаточно сложно. «Насколько дороже могут стоить дома с такими элементами инфраструктуры — неизвестно,— продолжает госпожа Соболева.— Не думаю, что разница будет очень большой».

Совладелец и генеральный директор ГК «Еврострой» Оксана Кравцова также не встречала на рынке квартирного элитного жилья в России открытых предложений с бункерами. Такие лоты могут появятся в элитном загородном домостроении, полагает она. «Что касается внимания нашей аудитории к безопасности, то требования всегда были очень высокими. Это и охрана, и видеонаблюдение, и современная IP-домофония, многоуровневый контроль доступа и закрытие территории жилого комплекса. Возможно, вскоре появятся объекты, например, с бронированными стеклами на окнах квартир или жилые комплексы, которые позволят встроить личную охрану жильца в общую систему безопасности здания»,— размышляет эксперт.

Безопасность была и будет одним из главных критериев высококлассной недвижимости, подчеркивают собеседники GUIDE, и отсутствие новых предложений связывают, скорее, с молниеносностью развития ситуации, на которую девелоперы попросту еще не успели среагировать.

Стремление покупателей обособиться может частично удовлетворяться эскапизмом из больших городов. Директор департамента жилой недвижимости и девелопмента земли «Коллиерз Интернешнл» Елизавета Конвей, в частности, считает загородное домовладение одним из способов контролировать свою безопасность. По сути, частные резиденции и закрытые коттеджные поселки — это сосредоточение премиального жилья и альтернатива оживленной городской жизни, объясняет она. И в нынешней обстановке популярность такого формата жилья может вырасти.

Георгий Патанин, эксперт по недвижимости и руководитель одноименного агентства недвижимости (агентство недвижимости Георгия Патанина), подчеркивает: резких инициатив по строительству новых глухих заборов со стороны владельцев квартир в премиальных жилых комплексах Петербурга нет, и даже нет таких разговоров. Но сегодня остро стоит вопрос безопасности денег. «Для сегмента дорогого жилья — это крайне важная тема. Большинство проектов, которые были построены до нынешних событий, имеют четкое и понятное качество строительства и четкое качество комплектующих. А вот следующие проекты этого же уровня вообще непонятно, из чего будут сделаны. В связи с этим у многих клиентов, которые потенциально хотели бы приобрести что-то в сегменте премиального жилья, встала достаточно срочная необходимость купить что-то, уже сданное прямо сейчас. Очевидно, это связано с тем, что перспективы элитных проектов через год очень туманны. Да, это, скорее всего, будет внешне похоже на то, что показывалось в буклетах, но даже это не факт что будет соответствовать, так как застройщику не обязательно выполнять полностью архитектурный облик. Таким образом, для многих именно это сейчас является ключевым вопросом безопасности»,— уверен господин Патанин.

Цены продолжают ползти вверх, ставки по ипотеке не снижаются, инфляция растет стремительными темпами и недвижимость становится практически недоступной для большинства граждан, даже с учетом господдержки, напоминает Катерина Соболева. В будущем, прогнозирует она, на рынке появится большое количество объектов небольших площадей: «Уже сегодня мы видим квартиры площадью 17 кв. м. В ближайшее время тренд на уменьшение площадей усилится и "нормой" будут считаться студии 13 кв. м».

В элитных же проектах вопрос безопасности будет стоять в области импортозамещения материалов на китайские и индийские, настаивает господин Патанин: «Например, про юрский мрамор, который добывается в Баварии, можно забыть. Соответственно, чем фасады комплексов элитного сегмента закрывать будут, пока не ясно». В результате при грамотном выборе квартиры в премиальном сегменте, которая построена уже сейчас, за два-три года можно минимум в два раза умножить вложенные средства. Дефицит предложения и значительная разница в качестве, которая будет очевидна между тем, что было в 2022 году, и китайско-индийским уровнем последующих лет, сделают свое дело в ценообразовании, заключает эксперт.

Елена Исаева

Вся лента