Дом бубнового короля

История

Войти в историю, да еще присутствовать в жизни многих людей больше века можно без всяких особых заслуг. Чтобы увидеть, как выглядел последний владелец особняка на улице Чайковского, 71, всего-то нужно перетасовать знакомую многим колоду карт под названием «Сувенирные», или «Русский стиль».

В 1967 году Финляндия получила это здание в аренду. На момент передачи консульству в доме проживало 39 семей

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Вот он, король бубен. Благообразный мужчина с тонкими чертами лица и окладистой бородой в костюме боярина допетровской эпохи. Справедливости ради надо сказать, что прототипом карточных фигур в этой колоде стал не только Николай Николаевич Гартонг, действительный статский советник в должности шталмейстера Высочайшего двора. Дамы, короли и валеты имеют явное портретное сходство с русскими аристократами, приглашенными в Зимний дворец на костюмированный бал во время масленицы 1903 года.

Об этом историческом событии много написано, кроме того, сохранилась дворцовая съемка петербургских фотографов; пожалуй, самая известная фотография — массовая в Эрмитажном театре, ее легко можно найти в интернете. Сохранились до наших дней и костюмы — все приглашенные на тот бал по желанию императрицы нарядились в костюмы XVII века. Интересное подробное описание этих роскошных и богатейших нарядов, которые готовились заранее по эскизам художника Сергея Соломко под руководством консультантов, есть на сайте виртуального музея Надежды Ламановой (lamanova.com). Через десять лет, в 1913 году, накануне празднования 300-летия Дома Романовых, появилась колода игральных карт «Русский стиль». Прототипами 11 из 12 полуфигур в колоде стали участники придворного бала 1903 года. Об этом пишет доктор философских наук, историк Семен Экштут в статье «С короля — на бал» в интернет-журнале «Родина». Эскизы для этой колоды были разработаны на немецкой фабрике карточных игр во Франкфурте-на-Майне в 1911 году, а отпечатана она была в 1913-м на Императорской карточной фабрике.

После революции фабрика была закрыта на несколько лет, а в 1923 году стала снова выпускать карты по дореволюционным эскизам. Колода «Русский стиль» получила название «Сувенирные» и выпускалась в СССР на Ленинградском комбинате цветной печати.

В 1903 году «бубновому королю», действительному статскому советнику Николаю Гартонгу было 49 лет, и на фотографии с бала он выглядит немолодым худощавым человеком с белой бородой. Что касается его должности шталмейстера (начальника императорской конюшни, главного конюшего), то, как отмечается в Большой российской энциклопедии (bigenc.ru), «в XIX веке наличие у придворных лиц званий (чинов) перестало быть обусловлено выполнением ими конкретных функций. Основной обязанностью придворных стало участие в высочайших выходах и придворных церемониях во время бракосочетания, крестин и похорон императоров и членов императорской фамилии и т. д., а также сопровождение в поездках императора и его иностранных гостей». Николай Гартонг происходил из семьи высокопоставленных военных — как пишет Википедия, его отец Николай Павлович Гартонг был директором Первого кадетского корпуса, начальником местных войск Казанского и Харьковского военных округов, генералом от инфантерии.

Хозяином особняка на улице Чайковского — тогда Сергиевской — Николай Гартонг стал в год празднования 300-летия царствования дома Романовых. Для нового владельца в 1913 году, по данным citywalls.ru, здание неизвестного сегодня архитектора перестроили по проекту Евгения Николаевича Мандражи. Фасад небольшого элегантного особняка с имитацией классического портика выполнен в стиле неоклассицизма, отделан рустованным темно-серым камнем. Интерес архитектора к классике некоторые источники объясняют его корнями: по отцу он потомок греческих переселенцев с острова Мандраки, приехавших в Россию в XVIII веке по приглашению Екатерины II. Пять поколений рода Мандражи, как сообщает citywalls.ru, были морскими офицерами; дед и два дяди архитектора — адмиралами Императорского флота, а его отец — генерал-лейтенантом Гвардии Его Императорского Величества. Евгений Мандражи не изменил семейной традиции: окончил Морской корпус, воевал в Русско-японской и Первой мировой войнах, был ранен. Между войнами успел окончить Академию художеств. И хотя в некоторых источниках говорится о том, что в Петербурге по его проектам было построено несколько зданий, конкретно упоминается только одно — особняк Николая Гартонга. В 1920 году архитектор эмигрировал во Францию. На Лазурном берегу он построил немало вилл и многоэтажных зданий. Умер в 1966 году в возрасте 85 лет в Каннах.

А Николай Гартонг скончался через два года после перестройки своего особняка  — в 1915 году. Обстоятельства неизвестны, но по косвенным данным, возможно, в германском плену. В одной из статей, посвященной Первой мировой войне на сайте docplayer.com, удалось обнаружить сведения о том, что Гартонг входил в список русских военнопленных, которых собирались обменять на германских. Но обмен не состоялся.

В советское время особняк на Чайковского сначала был обычным жилым домом, а потом его облюбовало финское консульство. Как сообщается на сайте Генерального консульства Финляндии в Петербурге, в 1967 году Финляндия получила это здание в аренду. На момент передачи консульству в доме проживало 39 семей. В 1970-е годы шли переговоры о покупке дома: «Вопрос обсуждался даже в верхах. Советская сторона считала, что Ленинград не захочет продать историческое здание, но, вероятно, можно было бы выделить участок земли для строительства здания с его последующей продажей Финляндии. Конкретики переговоры не принесли, хотя для их проведения был привлечен даже президент Урхо Кекконен». В результате в бывшем особняке Гартонга до осени 2004 года, когда было закончено строительство нового здания финского консульства на Преображенской площади, размещалась резиденция генерального консула Финляндии и административные помещения. «После переезда административных отделов… помещения на улице Чайковского стали чисто представительскими,— отмечается на сайте генконсульства Финляндии.— В январе 2007 года начался ремонт, в ходе которого основным интерьерам был возвращен их оригинальный вид. Ремонт завершился осенью 2008 года, и резиденция приняла своих первых гостей. Помимо представительских помещений в здании располагаются квартиры сотрудников консульства».

В 2001 году дом на улице Чайковского, 71, включен КГИОП в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Елена Федотова

Вся лента