Аэропорты в пролете

Пассажиропоток в воздушных гаванях юга страны может сократиться за два месяца на 2,2 млн человек

Ассоциация туроператоров России подсчитала предположительные потери 11 закрытых воздушных гаваней за март—апрель. Из-за закрытия неба в связи со спецоперацией на Украине услугами аэропортов не смогут воспользоваться около 2,2 млн человек. В ГК «Аэродинамика» сообщили, что сокращение пассажиропотока в аэропортах Краснодара и Анапы в первом квартале составило 15% и 29% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты отмечают, что большинство авиаперевозчиков не бронируют и не продают билеты на юг страны вплоть до конца мая. Это означает, что воздушные гавани могут потерять до 10 млрд руб. выручки.

За первые три месяца 2022 года пассажиропоток в аэропорту Краснодара сократился на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года

Фото: Пресс-служба аэропорта «Краснодар»

11 закрытых воздушных гаваней юга страны совокупно потеряют около 2,2 млн пассажиров за март—апрель, такие предварительные расчеты приводит Ассоциация туроператоров России (АТОР). «Совокупный пассажиропоток, который обслужили в марте и апреле прошлого года закрытые в этом году аэропорты юга России, составляет около 2 млн пассажиров. При этом в январе—феврале 2022 года российские перевозчики увеличили пассажиропоток в среднем на 33%, до 14 млн пассажиров, рост на внутренних линиях составил 11%. Эта статистика дает основания полагать, что если бы вектор развития отрасли не сменился, в первые весенние месяцы мы бы также наблюдали рост пассажиропотока в означенных аэропортах. То есть, даже по скромным предположениям, их пассажиропоток в марте—апреле 2022 года мог бы составить не менее 2,2 млн человек»,— заключили в АТОР.

Небо над воздушными гаванями Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты было закрыто 24 февраля в связи с проведением специальной операции России на Украине. После этого ограничения неоднократно продлевались, сегодня они действуют до 19 апреля. По данным АТОР, на поддержку закрытых аэропортов на юге России государство намерено направить 1,5 млрд руб.

Как пояснили в ГК «Аэродинамика» (обслуживает аэропорты Краснодара, Анапы и Сочи), за первые три месяца 2022 года пассажиропоток в аэропорту Краснодара сократился на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составил порядка 674 тыс. пассажиров, в аэропорту Анапы — на 29% (116,4 тыс. человек). При этом единственный работающий на Кубани аэропорт в Сочи в январе—апреле увеличил международные перевозки в четыре раза (о ситуации с внутренними перевозками не сообщается).

«Международный аэропорт Сочи работает в штатном режиме. Активно развивается международная программа полетов. В марте были открыты рейсы по маршруту Ереван—Сочи нового перевозчика FlyOne Armenia. C апреля 2022 года авиакомпания "Россия" приступила к выполнению международной программы полетов из аэропорта Сочи. Согласно расписанию, вылеты будут выполняться в Ереван, Каир, Тель-Авив и др.»,— сообщили в пресс-службе «Аэродинамики».

В компании отмечают, что рабочие места в аэропортах Краснодара и Анапы сохранены в полном объеме, сокращения персонала не планируются, а заработная плата выплачивается в соответствии с трудовым законодательством. При этом компенсаций от государства группа не получала. «Постановление правительства РФ о мерах финансовой поддержки аэропортов находится на рассмотрении и утверждении. Объемы и меры поддержки будут обозначены в нормативных актах»,— сообщили в группе.

В ООО «Аэропорт Геленджик» оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.

Авиаблогер Александр Лебедев оценивает ежемесячные потери пассажиропотока в аэропортах Краснодара и Анапы в 300–350 тыс. и 80–120 тыс. пассажиров соответственно. «Прекращение пассажирских перевозок не подразумевает полного закрытия аэропортов. Рейсы специального назначения в интересах государственных структур выполняются регулярно. А это требует от аэропорта работы всех наземных служб»,— рассказал господин Лебедев.

При этом он отмечает снижение пассажиропотока в Сочи — минус 6% по итогам первого квартала и рост на 2% по грузопотоку. «Абсолютно рабочие цифры, лежащие в рамках сезонных девиаций. С учетом практически полного закрытия международных границ, следует ожидать благоприятной картины в летний сезон, даже несмотря на увеличение стоимости билетов за счет роста операционных затрат перевозчиков»,— отметил Александр Лебедев.

По словам управляющего партнера коммуникационного агентства B&C Agency Ивана Самойленко, о сокращениях работников кубанских аэропортов речи не идет, сотрудникам будет предоставлена компенсация, а сами компании готовятся к летнему сезону. «Известно, что аэропорты Краснодара, Анапы и Геленджика перевели своих сотрудников в режим простоя с выплатой 2/3 заработной платы. До 40% персонала пока ожидают разрешения на полеты»,— сообщил эксперт.

Он также отмечает, что большинство авиаперевозчиков не бронируют и не продают билеты на юг страны вплоть до конца мая 2022 года. «Это означает, что аэропорты юга могут потерять порядка 5–10 млрд руб. выручки, по аналогии с периодом пандемии в 2020 году. Ведь майские праздники — это начало высокого туристического сезона в нашей стране»,— рассказал Иван Самойленко.

Андрей Ульченко


Читайте нас в Telegram

Вся лента