Для особо искушанных

QR-коды не помешали пермским рестораторам закончить 2021 год с прибылью

Предприятия общепита Пермского края обнародовали финансовые показатели за минувший год. Большая часть этих заведений закончила 2021 год с прибылью. Крупнейшие пермские кафе и рестораны повысили выручку и прибыль по сравнению с 2020 годом, когда во всем мире началась пандемия COVID-19. Улучшение показателей участники рынка объясняют тем, что в 2021 году региональный общепит работал в обычном режиме и не прекращал принимать гостей, как это было в 2020 году из-за локдауна. Кроме того, рост финансовых показателей связан с инфляцией, которая, по официальным данным, в 2021 году составила более 8%.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Региональные заведения общепита отчитались о финансовых результатах за минувший год. По данным сервиса «СПАРК-Интерфакс», в Перми зарегистрировано 562 юрлица, у которых в качестве ОКВЭД указана деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания. По состоянию на 13 апреля, отчетность в Росстат сдала почти половина юрлиц — 240, из них большая часть (166) за прошлый год показала положительный финансовый результат.

В частности, рост показали структуры, входящие в состав сети кафе быстрого питания «Алендвик». ООО «Рот Фуд» увеличило выручку на 47,4% (494,2 млн руб.), а прибыль — более чем в четыре раза (80,2 млн руб.). Выручка ООО «Сити Фуд» сократилась на 10% (294 млн руб.), прибыль выросла более чем в пять раз (59 млн руб.). ООО «Рест Фуд» выбралось из убытков, вполовину нарастив выручку. ООО «Нолан», управляющее рестораном с одноименным названием, на 78,2% и 39,7% соответственно повысило выручку (111,1 млн руб.) и прибыль (18,4 млн руб.). Выросли показатели компаний холдинга «Национальная кухня» — ООО «Пятый элемент» (67,6 млн руб. и 20,4 млн руб.) и ООО «Вангог» (86,8 млн руб. и 24,8 млн руб.), а также ООО «Ресторан Халва» (46,1 млн руб. и 2,6 млн руб.), входящего в сеть Restunion.

Общепит региона получал убытки с началом пандемии коронавируса в 2020 году. Во время локдауна кафе и рестораны работали только на доставку и самовывоз. Летом заведениям разрешили открыть летние веранды, а в августе они возобновили работу в обычном режиме. С ноября 2020 года по март 2021-го общепиту было запрещено работать в ночное время. Осенью 2021 года из-за роста заболеваемости коронавирусной инфекцией общественные мероприятия и заведения общепита разрешили посещать только с QR-кодом. Эти ограничения отменили лишь в марте 2022 года. Участники рынка прогнозировали, что из-за запретов завершат год со значительными убытками.

Совладелец ресторанной группы «Фо-Рест» (рестораны Les Marches, «Дунай», азиатское бистро «Меконг», гриль-таверны «Монтенегро») Вадим Яхнин обратил внимание, что в 2021 году региональный общепит работал в обычном режиме и не прекращал принимать гостей, как это было в 2020 году, поэтому компании улучшили свои результаты. Кроме того, на повышение выручки и прибыли в 2021 году повлияла инфляция (по официальным данным, инфляция в 2021 году составила 8,39%). «Продукты дорожали быстрее официально объявленной инфляции»,— подчеркнул Вадим Яхнин, добавив, что в этом году рост себестоимости продуктов уже составил 20–30%. «Компании собираются чуть меньше, люди пьют поменьше. Я думаю, что пермские заведения работают в лучшем случае с небольшим доходом, большинство работает с нулевым»,— полагает Вадим Яхнин. По мнению эксперта, нынешнее тяжелое положение участников рынка стабилизируется. Ресторатор ожидает, что пермский рынок общепита начнет расти в июне.

О влиянии инфляции на выручку и прибыль компаний заявил и со­владелец группы Barmanagement.pro (рестораны Rob Roy, Nolan wine & kitchen, бары Mai Tai, Curtiss, «Лапшичная») Арсений Кокаровцев. В 2021 году продукты подорожали, и из-за инфляции, вследствие вынужденного поднятия цен в меню, оборот у предприятий общепита вырос. Чистая прибыль из-за больших расходов не выросла, заметил со­владелец группы Barmanagement.pro. Эпидемиологические ограничения негативно сказались на отрасли, и ей нужно восстанавливаться. «Однако сфера общепита живет, потому что люди посещают рестораны, ведь сейчас им не выехать за рубеж. Из-за роста цен многие отказались от крупных покупок. Наш бизнес относится к сегменту, где человек еще может порадоваться и отвлечься,— это рестораны»,— рассуждает Арсений Кокаровцев. В этом году рост себестоимости продуктов стал серьезной проблемой для общепита — с конца февраля к сегодняшнему дню он составил примерно 25%, и процесс повышения продолжается.

Директор холдинга «Национальная кухня» («Хуторок», «Компот», «Пельменная», Porta, «Mao Tao» и другие) Олег Поляков не стал комментировать финансовые результаты компаний группы. «За два года коронавируса мы научились каким-то образом выживать. Если нет открытия новых заведений, а закрываются старые, это не говорит о том, что прибыльность в отрасли растет и все стало лучше»,— заметил собеседник. Господин Поляков тоже обратил внимание на повышение себестоимости продуктов в связи с ростом курса валюты в этом году. Средний чек в заведениях «Национальной кухни» становится ниже, рентабельность бизнеса снижается, констатировал эксперт. Посещаемость ресторанов холдинга, которые в основном семейные заведения, в будни невысока, но в выходные ее показатели сохранилась или даже выросли.

Евгения Ахмедова

Вся лента