Обновлено 16:34

Инфляцию посыпали сахаром

Рост цен в марте на потребительские товары в Удмуртии превысил показатели всего 2021 года

Инфляция в Удмуртии в марте составила 9,2%, с начала года потребительские цены, по данным Удмуртстата, в среднем выросли на 11,2%. Это больше, чем за весь 2021 год. Основное повышение произошло на непродовольственные товары, а среди продуктов питания лидером ожидаемо стал сахар, подорожавший за март сразу на 45%. Эксперты отмечают, что во многом рост цен в марте связан со спекулятивным спросом, а не с экономическими причинами, и в ближайшие месяцы стоит ожидать стабилизации.

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

По данным Удмуртстата, в марте по сравнению с февралем потребительские цены в среднем выросли на 9,2%. Сильнее всего подорожали непродовольственные товары — на 15%. Продукты питания за один месяц выросли в цене на 6,7%, услуги — на 3,6%.

С начала года инфляция в республике достигла 11,2%, при этом непродовольственные товары за три месяца подорожали на 16%, продукты питания — на 10%, услуги — на 5,6%. Годовая инфляция — март 2022 года к марту 2021 года — превысила 18%. В феврале она оценивалась в 9,39%.

Сильнее всего в марте по сравнению с февралем цены выросли на сахар — на 44,8%, фрукты и цитрусовые — на 16,7%, картофель — на 10,5%, крупа и бобовые — на 9,9%. Яйца подорожали за месяц на 9,1%, хлеб — на 8,5%, масло на 7,7%. В районе 6% рост наблюдался на рыбопродукты, овощи, молочные продукты и алкоголь.

В непродовольственном секторе наибольшее увеличение цен наблюдалось на ювелирные изделия — на 76%, телерадиотовары, электротовары и другие бытовые приборы – на 36%, персональные компьютеры — на 28%, фотоаппарат, легковые автомобили – на 26%, средства связи — на 25%, парфюмерно-косметические товары — 24%, моющие и чистящие средства — 23%, белье постельное — на 20%, мебель — на 18%.

Для сравнения за первые три месяца 2021 года цены в республике выросли на 1,9%, а за весь 2021 год — на 8,71%. В целом по стране, по данным Росстата за март, рост цен составил 7,6%, с начала года инфляция достигла 9,95%

Директор удмуртского филиала института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук Анна Овчинникова отмечает, что рост цен на продукты питания вызван как объективными причинами: увеличение стоимости импортных составляющих (на середину марта пришелся пик роста курса доллара и евро), так и спекулятивным спросом, например, на сахар.

«Рост цен на непродовольственные товары вероятнее всего продолжится, так как более длительный срок хранения, изготовления, наличие запасов у производителей, не дает возможным оценить реальную себестоимость продукции. С другой стороны, именно данные факторы дают временной лаг для выстраивания новых цепочек поставок, внедрение собственного импортозамещающего производства, что позволит не допустить дефицита некоторых товаров»,— говорит эксперт.

При оценке роста стоимости услуг, объективно нужно понимать, что в динамику цен включены такие услуги как поездки за границу, отдых в санаториях, обеды и ужины в ресторанах, проезд поездом и т.д. И данную инфляцию все ощущают по-разному в зависимости от уже сложившейся структуры потребления, продолжает госпожа Овчинникова. По ее мнению, на данный момент инфляционный процесс носит вполне управляемый и прогнозируемый характер, учитывая учетную ставку ЦБ и волатильность курса рубля.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» ИжГТУ, член постоянной комиссии госсовета Удмуртии по бюджету Софья Широбокова считает, что в существующих условиях ситуация с ценами в регионе относительно спокойная. «Если посчитать, какая инфляция сейчас в Европе и США, то там она серьезнее сказывается на благосостоянии граждан. Меры, которые объявило правительство РФ по стабилизации цен в стране, дадут эффект и инфляция будет снижаться. Как подтверждение таких ожиданий — уменьшение ключевой ставки ЦБ с 20 до 17%»,— отмечает эксперт.

По мнению директора института «Цифровая экономика» ИжГТУ Раиля Галиахметова, в ближайшие месяц стоит ожидать некоторой стабилизации цен и частичного отката, так как на данный момент во многом инфляция носит спекулятивный характер.

«В большей степени цены растут сейчас из-за ажиотажа и эмоций на рынке. Люди скупали товары, а производители, даже те, что не зависят от импорта, повышали стоимость. Сейчас на цены больше будут влиять экономические причины и снижение спроса»,— считает эксперт.

Российскому правительству в условиях спекулятивного роста стоит больше использовать возможности регуляции цен и фиксировать, на каком этапе идет не основанное ни на чем повышение стоимости продукта. С учетом цифровизации отслеживать это проще. При этом получаемая бизнесом сверхприбыль от завышения цен должна облагаться более высокими налогами, чтобы «коммерческие структуры задумались, стоит ли прибегать к спекуляциям». Бизнесу нужно помогать, однако и бизнес должен быть ответственным перед потребителем, отметил господин Галиахметов.

Михаил Красильников

Вся лента